Со второго захода
Несколько лет назад правительство России озадачилось проблемой взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса. Тогда в лексиконе государственных мужей появилось слово «концессия». Причем речь шла не только о жилищно-коммунальной сфере.Концессии в принципе возможны в любой области экономики, к примеру, они могут предоставляться при разработке нефтяных месторождений. Хотя к этому, похоже, Россия еще долго не будет готова. В отличие, например, от жилищно-коммунального хозяйства, в котором экономических и политических препятствий для заключения концессионных соглашений гораздо меньше.
В составе пакета по формированию рынка доступного жилья на суд депутатов Госдумы был вынесен законопроект «Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг». Госдума даже успела принять его в первом чтении. Основная идея законопроекта – привлечь частных инвесторов-операторов в сферу управления и развития объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе чтобы подготовить и оснастить необходимым инженерным обеспечением земельные участки, предназначенные для жилищного строительства. Но дальше первого чтения законопроект не пошел. Он был снят с обсуждения по причине (или под предлогом?) необходимости разработки большого рамочного законопроекта о концессиях в разных, а не одной, областях экономики.
О том, как нелегко государству решиться пригласить себе в помощь частного инвестора, рассказывает Дмитрий Хомченко, ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города»:
– Когда готовился законопроект об инвестсоглашениях, мы специально сузили область привлечения частного капитала, ограничившись только сферой коммунальных услуг. На самом деле идея взаимодействия частного сектора и государства на основе концессионных правоотношений обсуждается довольно давно, к ней периодически возвращаются, только дальше разговоров дело не идет.
Главная задача для нас сегодня – начать процесс взаимодействия государства и бизнеса хотя бы с одной, отдельно взятой отрасли. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства с этой точки зрения, что называется, «на самом виду». Сегодня в ЖКХ сложилась парадоксальная ситуация: сети изношены – их надо менять, для чего необходимы значительные средства, которых взять просто неоткуда, кроме как из постоянно повышающихся тарифов, оплачиваемых потребителями. Но тарифы, с точки зрения этих потребителей, и так завышены, хотя на самом деле они не покрывают и десятой доли тех затрат, которые необходимы для модернизации сетевого хозяйства и иных объектов коммунальной инфраструктуры.
Сложившаяся ситуация, как в кривом зеркале, отражает состояние ЖКХ в России в отличие от состояния этой отрасли в других, прежде всего экономически развитых странах: там сети в разы лучше, но при этом тарифы гораздо выше, и у предприятий достаточно средств на модернизацию инфраструктурных объектов и сетей.
Что предполагает введение концессий? Сначала привлечь частные инвестиции, вложить их в модернизацию сетей, а потом постепенно их «отбивать», понемногу повышая или же сохраняя неизменными тарифы. Основной же источник возмещения затрат – экономия. Достигается она в первую очередь следующим образом: с заменой и усовершенствованием оборудования падает себестоимость предоставляемых услуг. Таким образом, в выигрыше оказываются и их потребитель, и производитель.
По-хорошему, в такой ситуации тарифы должны расти только с оглядкой на инфляцию. Но, так как инвестор должен вернуть вложенные средства, то их рост неминуем. Но этот рост, в отличие от сегодняшнего скачкообразного повышения тарифов, будет происходить постепенно в течение длительного периода времени действия инвестиционного соглашения, то есть в течение пяти-десяти и более лет.
Действительно, было принято решение, что не стоит плодить множество мелких отраслевых законов, а нужно решать проблему внешних заимствований в экономику страны глобально. Поэтому сейчас готовится большой рамочный закон о концессиях. Его основной разработчик – Министерство экономического развития России. Проект уже подготовлен и разослан по ведомствам. Есть надежда, что итоговый вариант законопроекта будет готов уже весной.