Давайте будем проще!
Знаете, сколько расчетных документов у жильца? Восемь! Кроме собственно квартплаты, это телефон, газ – там, где он еще есть, тепло, горячая и холодная вода, обслуживание запирающих устройств. И со всеми этими книжками человек шел в банк и каждый счет оплачивал отдельно. Это еще не все. У многих – льготы на обслуживание. Чтобы доказать право на них, человеку следовало побывать во многих организациях, выстоять там очередь. Говорят, что в Мосэнерго записывались еще с вечера.Первенец с востока
Но и это еще не все. Умножение инстанций увеличило и количество ошибок. Случалось, что деньги, предназначенные Мосводоканалу, приходили в Мосгортепло. Пойди, разберись… Или так. Живут в квартире трое. И вот им приходит квитанция на тепло – из расчета на одного, а на горячую воду – из расчета на пятерых.
Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ), которые открываются сейчас по всей Москве, должны помочь жителям избавиться от этих хождений, упростить расчеты, сведя их к единому платежному документу. Но мало кто знает, что первый такой центр появился в Восточном округе задолго до того, как жилкомхоз города остро ощутил необходимость в ЕИРЦ.
В Преображенском районе ее почувствовали еще в 1998 году, когда начался переход на прямые расчеты потребителей с поставщиками коммунальных услуг. Прямые договоры сделали квартирные расходы дешевле. Но, к сожалению, прибавили людям хлопот.
Вот что рассказала нашему корреспонденту ведущий специалист префектуры ВАО по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Наталья Шошина. Для Восточного округа переход к единому расчетному документу был особенно актуален. Из 16 районов только в одном нет ни одной газовой плиты – в Новокосине. Остальные связаны и с газом, и с электричеством. Расчетных книжек стало больше у всех жителей округа. У всех появились проблемы с их заполнением и дальнейшими платежами.
И тогда решили объединить все счета – пусть в виде эксперимента – в один, с тем, чтобы разбирался с ним не «семейный бухгалтер», а районный работник. Это повлекло дальнейшие перемены. Ведь потом деньги надо рассылать по адресам. Кто это сделает? Банк? Сомнительно – не его обязанность. И потому вслед за новым документом появился новый расчетный центр, которому поручили все эти заботы.
Зеленоград был потом
С экспериментом в Преображенском районе познакомился мэр города Юрий Лужков, одобрил инициативу. А в округе продолжали распространять начинание. Новый центр появился в Метрогородке, затем и в других районах. И уже потом этот опыт перенял Зеленоград, а после ЕИРЦ стали создавать во всем городе.
Единые расчетные центры ВАО сбором платежей не занимаются вообще. Люди по-прежнему навещают знакомые и привычные для них банки, как и раньше, туда несут деньги. Но, даже не зная, что появились новые учреждения, почувствовали удобства – принимают их быстрее. Благодаря упрощению расчетов очереди к окошечку кассира практически исчезли.
У жильца, как уже было сказано, теперь единый платежный документ. По нему он и платит за все виды жилищно-коммунального обслуживания. Затем деньги поступают на так называемый транзитный счет, который открыт в банке Москвы, а оттуда рассылаются конкретно в каждую организацию.
Но центр не просто финансовый посредник – его роль куда шире. Именно там (а не в ДЕЗах – как раньше) формируется единый платежный документ. Уже потом дирекции доставят книжки в каждый дом, в каждую квартиру. И это еще не все. Отслеживать же поступление платежей, работать с неплательщиками – всем этим теперь будут заниматься центры. У дирекций останется одна забота – лучше обслуживать жильцов.
Единый расчетный счет облегчил жизнь не только гражданам, он упростил работу счетных работников комплекса городского хозяйства. Значительно проще стал учет платежей. Прозрачнее стало финансовое положение городских коммунальных служб – весь анализ ведется в автоматическом режиме. Исчезли ошибки и неточности, которыми нередко грешили жилищно-коммунальные документы.
Все обо всех знают
Когда создавали расчетные центры, сразу встал вопрос: кто им даст информацию? Причем информацию, все время меняющуюся – кто-то убыл, кто-то зарегистрировался в квартире вновь. Все это надо отслеживать самым тщательным образом. Ведь от количества проживающих на данной жилплощади в основном и зависит начисление платежей. Важен и социальный состав семей, и уровень их обеспеченности.
Понятно, что самостоятельной административной единицей такие центры быть не могут. Где возьмут информацию? Они должны быть созданы либо при паспортных столах ДЕЗов, либо на базе Центров жилищных субсидий, располагающих сведениями, необходимыми для формирования жилищно-коммунального платежного документа. Каждый округ выбирает свой вариант. В Восточном решили: центрам быть при дирекциях. Не последним аргументом в этом решении, кстати, был и такой: те предоставят для новых структур помещения, помогут отремонтировать их.
И все же главными доводами в пользу дирекций были другие.
– Дирекции обладают самыми полными, самыми свежими сведениями о жителях, – говорит Наталья Шошина. – Родился человек, умер, приехал, уехал – все это отражается в документах паспортных столов ДЕЗов. А отсюда информация непосредственно поступит и в наши центры. Оперативность, точность – что еще надо?
Возражаю собеседнице:
– Но ведь и у варианта с центрами субсидий тоже есть свои достоинства. Информация, имеющаяся там, также позволяет более точно начислять платежи. Особенно, если учесть, что речь идет не только о субсидиях, но и льготах. А их у нас имеет чуть ли не каждая вторая семья.
– Да, это так, но вы сможете, кстати, ту же справку о льготах представить и в Единый информационно– расчетный центр, она и там будет иметь силу. К тому же по нашим наблюдениям изменение численности семей – все же более мобильная величина, чем право на имеющиеся льготы. Когда человек получил звание «Ветерана труда» или «Заслуженного донора»? Уж и забылось. Но он еще долгие годы после этого будет оплачивать квартиру по сниженным ставкам. А в будущем планируется так: центры субсидий на договорной основе будут передавать все сведения в ЕИРЦ. Это позволит создать специальные персонифиницированные счета, которые дадут полное представление о жильцах. Иными словами, в расчетных центрах реализуется принцип «единого окна», объединяющего бухгалтерию, паспортный стол, жилищные субсидии.
Не сдаюсь:
– А если кто-то захочет скрыть прибавление в семье – и тем самым скостить плату за тепло, воду и другие услуги, которые рассчитываются в зависимости от числа проживающих?
Ответ:
– А уж это не получится. Ведь если человек не пройдет регистрацию, его не поставят на учет в поликлинику, он будет считаться бомжем в глазах милиции. Пусть и не сразу, но семья заявит об увеличении числа проживающих в квартире – куда денется? В этом смысле центрам субсидий, конечно, легче, они не страдают от недостатка информации. Психология человека такая, что он не будет медлить, если у него появится право на льготную оплату квартиры, сразу побежит известить об этом. Но нам-то как раз нужна информация не только о льготниках, но обо всей семье. А ее можно получить в паспортном столе.
Виртуальное общение
ЕИРЦ оснащаются быстродействующими компьютерами, разработано специальное программное обеспечение, налажена четкая передача баз данных. Сейчас в округе думают о присоединении техники к оптико-волоконной связи, что во много раз увеличит скорость ее прохождения.
К слову сказать, новые коммуникативные средства облегчат и обслуживание населения, сделают его более привлекательным для людей. Ведь как сейчас? Если нужно что-то выяснить, надо ехать в организацию, стоять в очереди. А ведь во всем мире телефонное общение между населением и чиновниками даже самого высшего ранга давно уже стало привычным и распространенным. Такого «телефонного права» нам как раз и не хватает. Но, может, именно с новых информационных центров такая практика придет и к нам? Они ведь по существу и создались для того, чтобы уберечь жильцов от хождений по всяким инстанциям. Все необходимые сведения, все недоразумения, связанные с начислением квартплаты – самый больной вопрос! – все можно будет выяснить в телефонном разговоре. По телефону – не надо приезжать! – можно будет сообщить о необходимые данные: о льготах, появлении новых жильцов в квартире. Можно еще будет позвонить и попросить: «Простите, но в этом месяце я не заплачу за тепло и воду – только за наем. Задержали зарплату. Нельзя ли мне выписать более «скромную» квитанцию? А через месяц рассчитаюсь за все». К такому звонку отнесутся с пониманием, вышлют человеку новый квиток.
В этом еще одно достоинство нового платежного документа. Он рассылается каждый месяц, и каждый месяц там могут стоять разные данные – в отличие от сегодняшних книжек, где графы определены раз и навсегда, и измениться не могут. Какие услуги хотите оплатить (а какие оставить на потом), такую квитанцию и выпишут. Ее форма – не догма! Это относится и к привычному, регулярному, – но не ставшему от этого более приятным! –изменению тарифов и ставок. Не мы теперь будем выяснять, с какого числа, и сколько стоит вывоз мусора, насколько подорожал телефон. За нас это сделают в центре. И пришлют соответствующую платежку – измененную.
Если же вернуться к телефонным звонкам, – а они, еще раз подчеркнем – станут главными в общении с клиентами, то в центрах для этого предусмотрено необходимое число операторов (в каждом районе – разное, все зависит от численности населения района), а им в помощь придут новые технические возможности, оптико-волоконная связь, о которой уже шла речь.
Сейчас в округе 16 расчетно-информационных центров – в каждом районе и один центральный, окружный. Полномасштабная их работа начнется с 1 января будущего года. Недавно в правительстве Москвы подвели итоги года: Восточный округ держит первенство и по темпам создания новых расчетных пунктов, и по квалифицированной организации там труда. Среди лидеров названы такие районы: Вешняки, Гольяново, Соколиная Гора, Сокольники.
В префектуре ВАО не сомневаются: за новыми центрами – будущее. Аргумент простой: введение единого платежного документа – кроме перечисленных достоинств – имеет еще одно, и может быть, главное: они позволят бюджетные дотации перевести в адресные, персонифицированные счета. Иными словами, казна отныне не будет содержать коммунальные предприятия-монополисты, а поможет конкретно каждому из москвичей, кто в том нуждается, и кому жилищные расходы окажутся не по карману. Благодаря субсидиям, даже социально-незащищенные москвичи смогут полностью расплачиваться за жилищно-коммунальные услуги. Снимется социальное напряжение, связанное с реформой ЖКХ. Ритмичнее станут работать предприятия системы. Именно в этом и нуждается наш многострадальный жилкомхоз.