Не вздрагивайте, узнав о подорожании жилищно-коммунальных услуг
С 1 января сего года действует московский закон «О стандарте максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи».Комментирует закон Галина Хованская, которая недавно была избрана депутатом Государственной Думы, а до этого много лет возглавляла Комиссию по жилищной политике в Мосгордуме.
Сперва исправили федеральные нормы
Больше года мы занимались тем, что продвигали в Государственной Думе законодательные инициативы, защищающие интересы малообеспеченных горожан. Были внесены два варианта закона: Мосгордумой и правительством РФ. Но два документа на одну тему не могут рассматриваться одновременно, поэтому предложения депутатов МГД были оформлены в качестве поправок к правительственному варианту федерального закона.
Новый городской закон, в соответствии со статьей 15.2 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и статьей 20 закона «Основы жилищной политики города Москвы» устанавливает стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг. Одна из норм статьи 15.2 закона РФ («Порядок оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами») помогла реализовать нашу инициативу в городском законодательстве по защите малоимущих москвичей.
Здесь впервые отражен дифференцированный подход к нагрузке на семейный бюджет при оплате жилищно-коммунальных услуг. В статье говорится, что граждане платят за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы и нормативов потребления услуг по установленным ценам и тарифам. Но этот размер оплаты не должен превышать установленный федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. (Федеральный стандарт – 22%, и больше 22% от своих доходов российская семья не должна тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг). Если сумма оплаты превышает этот стандарт, то она будет компенсироваться из бюджета.
В чем смысл новой нормы? Чем меньше доход на каждого члена семьи, тем меньше нагрузка на семейный бюджет по оплате за жилье и коммунальные услуги. И тем раньше семья получит компенсацию (субсидию). Причем, в законе сказано, что для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного законодательством, федеральный стандарт применяется с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму. Если прожиточный минимум в регионе 3 тыс. рублей, а в семье на каждого приходится 1,5 тыс. рублей, то есть, в 2 раза меньше, то соответственно коэффициент понижающий будет равен 2. И 22% нужно разделить на коэффициент 2. Получится 11% – это максимум, что семья должна от своего совокупного дохода отдать за жилищные и коммунальные услуги. Соответственно, если при прожиточном минимуме 3 тысячи рублей, на каждого члена семьи приходится по 1 тысяче рублей, то понижающий коэффициент равен 3 (22% делим на 3, получается около 7,4%). Столько семья должна заплатить за жилищные и коммунальные услуги без помощи бюджета. Закон был принят, подписан президентом и вступил в действие в мае 2003 года (закон «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции от 06.05.2003 №52-ФЗ).
Один раз в год…
Он дал возможность разработать городской законопроект. В данном случае речь идет о компенсациях расходов семьи из бюджета, и право вносить на рассмотрение такие законопроекты есть у мэра, а депутаты его рассматривают, вносят поправки и принимают. Тем не менее, мы подготовили проект, который предполагал плавное снижение доли расходов семьи в зависимости от дохода. Предложен же был другой вариант. Представители Департамента экономической политики и Комплекса городского хозяйства утверждали, что проще будет реализовать ступенчатую схему снижения расходов семьи, а не плавную. Закон, который в итоге родился, результат компромисса, и он существенно улучшает положение москвичей с низкими доходами. Закон вступил в силу 1 января 2004 года.
Хочу отметить, возвращаясь к федеральному закону, что там есть такая норма: «Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год».
Как видим, цены и тарифы должны меняться только раз в год вместе с принятием бюджета города Москвы. Это очень важно, так как цены и тарифы не будут повышаться каждый квартал, семейный бюджет не будет лихорадить, не придется, если вы оформили себе субсидию, заниматься перерасчетом, чтобы получить помощь от города. Бюджет столицы принят в декабре и действует с 1 января. Так что новые цены и тарифы изменены тоже с 1 января.
Считайте ваши доходы
Небольшой по объему, городской закон «О стандарте максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» очень важен для москвичей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Он устанавливает размер компенсационного стандарта. Если среднедушевой доход семьи выше 2 тыс. рублей на человека, то такая семья не будет платить за жилищные и коммунальные услуги больше установленного стандарта – 10%. Раньше в Москве был установлен компенсационный стандарт для всех семей, независимо от дохода, существенно ниже федерального (федеральный стандарт – 22%) – 13%. И на деле он был даже еще меньше. При расчете совокупного семейного дохода не включали в него (то есть вычитали) минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на каждого члена семьи. И расчет дохода шел не с нулевой отметки, а чуть-чуть от нее отодвигался. Сейчас в этом необходимости нет, и доход рассчитывается с нуля, без вычета МРОТ, потому что новая норма и без этих вычетов облегчает положение малоимущих москвичей.
Законодательство дает следующее определение малоимущей семьи. Это семья, у которой доходы ниже установленного в данном субъекте Федерации прожиточного минимума. Для Москвы этот минимум – 3400 рублей на человека в месяц. Так что те, кто получает от 2 тыс. рублей и больше, до официально признанного прожиточного минимума, могут претендовать на адресную помощь. Понятно, что с доходами ниже 2 тыс. рублей процент оплаты за жилье и коммунальные услуги будет уменьшаться. Так это и записано в городском законе.
В диапазоне от 1,5 до 2 тысяч рублей на каждого члена семьи или на одиноко проживающего человека ваши расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составят 6 процентов от совокупного семейного дохода. И ваши расходы свыше 6 процентов вам будут компенсировать из бюджета. Поэтому закон, если говорить коротко, мы называем законом о компенсационном стандарте.
Если доход семьи от 1,5 тыс. рублей до 600 рублей (а 600 рублей – это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), доля расходов семьи снижается до 3% от совокупного семейного дохода. Это практически те же условия, которые были два десятилетия назад, когда за квартиру платили 10 рублей при зарплате 150 рублей. Мы перешли к таким же процентам.
Что будет с теми, у кого доход ниже 600 рублей на человека? Таких семей в Москве оказалось более шести тысяч. Для города с населением 10 миллионов человек – это ничтожная доля процента. Эти семьи как не платили ничего, так и не будут платить за квартиру. Процент оплаты для них равен 0.
Я хочу напомнить, что компенсация предоставляется в пределах социальной нормы. Но, как правило, у такой категории граждан и социальной нормы зачастую нет. Они занимают жилое помещение менее социальной нормы. Если же у человека квартира вдвое превышает социальную норму, то он уже далеко не малообеспеченный. Как правило, попадая в сложную ситуацию, такие люди сдают квартиру, а сами снимают жилье гораздо меньшего размера. И живут совсем неплохо.
Что в новом законе смущает? Плохо, что в нем указаны абсолютные цифры: 600, 1500, 2000 рублей. Ведь 600 рублей сегодня и 600 рублей завтра – это разные деньги. По моим расчетам, когда прожиточный минимум достигнет 6 тыс. рублей, закон придется корректировать. При таком прожиточном минимуме нормы федерального закона будут лучше защищать малообеспеченных, чем нормы городского закона. Правда, произойдет это минимум через 4-5 лет, а может и лет через 6.
К сожалению, сегодня больше 300 тыс. семей или более 1 млн. человек имеют право на компенсацию из бюджета города Москвы. Конечно, закон о компенсационном стандарте создает дополнительную нагрузку на бюджет города. В связи с отменой налога с продаж, перераспределением средств между Федерацией и субъектами мы окажемся в сложной ситуации. Городской бюджет, по расчетам, теряет 22 млрд. рублей, а компенсация потерь составит около 8 млрд. рублей. Простой арифметический подсчет показывает, что 14 млрд. рублей не поступит в бюджет на социальные программы. Мы все, уплачивая налоги, делая отчисления, создаем бюджет Москвы. Понятно, что надо очень бережно относиться к бюджетным средствам. Но в данном случае город помогает тем, кому нужно помочь, и на адресной защите малообеспеченных нельзя экономить.
И теперь многодетным семьям, одиноким людям, которые будут включены в программу адресной помощи, не придется вздрагивать, узнав из газет и телепередач, что изменились цены и тарифы на жилищные и коммунальные услуги. Они надежно защищены законом от неподъемных для семейного бюджета расходов.