09:34:54
22 ноября 2024 г.

Не вздрагивайте, узнав о подорожании жилищно-коммунальных услуг

С 1 января сего года действует московский закон «О стандарте максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи».Комментирует закон Галина Хованская, которая недавно была избрана депутатом Государственной Думы, а до этого много лет возглавляла Комиссию по жилищной политике в Мосгордуме.

Сперва исправили федеральные нормы
Больше года мы занимались тем, что продвигали в Государственной Думе законодательные инициативы, защищающие интересы малообеспеченных горожан. Были внесены два варианта закона: Мосгордумой и правительством РФ. Но два документа на одну тему не могут рассматриваться одновременно, поэтому предложения депутатов МГД были оформлены в качестве поправок к правительственному варианту федерального закона.
Новый городской закон, в соответствии со статьей 15.2 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и статьей 20 закона «Основы жилищной политики города Москвы» устанавливает стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг. Одна из норм статьи 15.2 закона РФ («Порядок оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами») помогла реализовать нашу инициативу в городском законодательстве по защите малоимущих москвичей.
Здесь впервые отражен дифференцированный подход к нагрузке на семейный бюджет при оплате жилищно-коммунальных услуг. В статье говорится, что граждане платят за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы и нормативов потребления услуг по установленным ценам и тарифам. Но этот размер оплаты не должен превышать установленный федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. (Федеральный стандарт – 22%, и больше 22% от своих доходов российская семья не должна тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг). Если сумма оплаты превышает этот стандарт, то она будет компенсироваться из бюджета.
В чем смысл новой нормы? Чем меньше доход на каждого члена семьи, тем меньше нагрузка на семейный бюджет по оплате за жилье и коммунальные услуги. И тем раньше семья получит компенсацию (субсидию). Причем, в законе сказано, что для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного законодательством, федеральный стандарт применяется с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму. Если прожиточный минимум в регионе 3 тыс. рублей, а в семье на каждого приходится 1,5 тыс. рублей, то есть, в 2 раза меньше, то соответственно коэффициент понижающий будет равен 2. И 22% нужно разделить на коэффициент 2. Получится 11% – это максимум, что семья должна от своего совокупного дохода отдать за жилищные и коммунальные услуги. Соответственно, если при прожиточном минимуме 3 тысячи рублей, на каждого члена семьи приходится по 1 тысяче рублей, то понижающий коэффициент равен 3 (22% делим на 3, получается около 7,4%). Столько семья должна заплатить за жилищные и коммунальные услуги без помощи бюджета. Закон был принят, подписан президентом и вступил в действие в мае 2003 года (закон «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции от 06.05.2003 №52-ФЗ).

Один раз в год…
Он дал возможность разработать городской законопроект. В данном случае речь идет о компенсациях расходов семьи из бюджета, и право вносить на рассмотрение такие законопроекты есть у мэра, а депутаты его рассматривают, вносят поправки и принимают. Тем не менее, мы подготовили проект, который предполагал плавное снижение доли расходов семьи в зависимости от дохода. Предложен же был другой вариант. Представители Департамента экономической политики и Комплекса городского хозяйства утверждали, что проще будет реализовать ступенчатую схему снижения расходов семьи, а не плавную. Закон, который в итоге родился, результат компромисса, и он существенно улучшает положение москвичей с низкими доходами. Закон вступил в силу 1 января 2004 года.
Хочу отметить, возвращаясь к федеральному закону, что там есть такая норма: «Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год, нормативные правовые акты о бюджетах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на текущий финансовый год».
Как видим, цены и тарифы должны меняться только раз в год вместе с принятием бюджета города Москвы. Это очень важно, так как цены и тарифы не будут повышаться каждый квартал, семейный бюджет не будет лихорадить, не придется, если вы оформили себе субсидию, заниматься перерасчетом, чтобы получить помощь от города. Бюджет столицы принят в декабре и действует с 1 января. Так что новые цены и тарифы изменены тоже с 1 января.

Считайте ваши доходы
Небольшой по объему, городской закон «О стандарте максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» очень важен для москвичей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Он устанавливает размер компенсационного стандарта. Если среднедушевой доход семьи выше 2 тыс. рублей на человека, то такая семья не будет платить за жилищные и коммунальные услуги больше установленного стандарта – 10%. Раньше в Москве был установлен компенсационный стандарт для всех семей, независимо от дохода, существенно ниже федерального (федеральный стандарт – 22%) – 13%. И на деле он был даже еще меньше. При расчете совокупного семейного дохода не включали в него (то есть вычитали) минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на каждого члена семьи. И расчет дохода шел не с нулевой отметки, а чуть-чуть от нее отодвигался. Сейчас в этом необходимости нет, и доход рассчитывается с нуля, без вычета МРОТ, потому что новая норма и без этих вычетов облегчает положение малоимущих москвичей.
Законодательство дает следующее определение малоимущей семьи. Это семья, у которой доходы ниже установленного в данном субъекте Федерации прожиточного минимума. Для Москвы этот минимум – 3400 рублей на человека в месяц. Так что те, кто получает от 2 тыс. рублей и больше, до официально признанного прожиточного минимума, могут претендовать на адресную помощь. Понятно, что с доходами ниже 2 тыс. рублей процент оплаты за жилье и коммунальные услуги будет уменьшаться. Так это и записано в городском законе.
В диапазоне от 1,5 до 2 тысяч рублей на каждого члена семьи или на одиноко проживающего человека ваши расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составят 6 процентов от совокупного семейного дохода. И ваши расходы свыше 6 процентов вам будут компенсировать из бюджета. Поэтому закон, если говорить коротко, мы называем законом о компенсационном стандарте.
Если доход семьи от 1,5 тыс. рублей до 600 рублей (а 600 рублей – это минимальный размер оплаты труда (МРОТ), доля расходов семьи снижается до 3% от совокупного семейного дохода. Это практически те же условия, которые были два десятилетия назад, когда за квартиру платили 10 рублей при зарплате 150 рублей. Мы перешли к таким же процентам.
Что будет с теми, у кого доход ниже 600 рублей на человека? Таких семей в Москве оказалось более шести тысяч. Для города с населением 10 миллионов человек – это ничтожная доля процента. Эти семьи как не платили ничего, так и не будут платить за квартиру. Процент оплаты для них равен 0.
Я хочу напомнить, что компенсация предоставляется в пределах социальной нормы. Но, как правило, у такой категории граждан и социальной нормы зачастую нет. Они занимают жилое помещение менее социальной нормы. Если же у человека квартира вдвое превышает социальную норму, то он уже далеко не малообеспеченный. Как правило, попадая в сложную ситуацию, такие люди сдают квартиру, а сами снимают жилье гораздо меньшего размера. И живут совсем неплохо.
Что в новом законе смущает? Плохо, что в нем указаны абсолютные цифры: 600, 1500, 2000 рублей. Ведь 600 рублей сегодня и 600 рублей завтра – это разные деньги. По моим расчетам, когда прожиточный минимум достигнет 6 тыс. рублей, закон придется корректировать. При таком прожиточном минимуме нормы федерального закона будут лучше защищать малообеспеченных, чем нормы городского закона. Правда, произойдет это минимум через 4-5 лет, а может и лет через 6.
К сожалению, сегодня больше 300 тыс. семей или более 1 млн. человек имеют право на компенсацию из бюджета города Москвы. Конечно, закон о компенсационном стандарте создает дополнительную нагрузку на бюджет города. В связи с отменой налога с продаж, перераспределением средств между Федерацией и субъектами мы окажемся в сложной ситуации. Городской бюджет, по расчетам, теряет 22 млрд. рублей, а компенсация потерь составит около 8 млрд. рублей. Простой арифметический подсчет показывает, что 14 млрд. рублей не поступит в бюджет на социальные программы. Мы все, уплачивая налоги, делая отчисления, создаем бюджет Москвы. Понятно, что надо очень бережно относиться к бюджетным средствам. Но в данном случае город помогает тем, кому нужно помочь, и на адресной защите малообеспеченных нельзя экономить.
И теперь многодетным семьям, одиноким людям, которые будут включены в программу адресной помощи, не придется вздрагивать, узнав из газет и телепередач, что изменились цены и тарифы на жилищные и коммунальные услуги. Они надежно защищены законом от неподъемных для семейного бюджета расходов.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация