Поспешите, не торопясь…
Под таким заголовком в прошлом номере («Квартирный ряд», № 44 (563), 3 ноября) мы начали рассказ о «круглом столе», организованном Департаментом жилищной политики и Союзом журналистов Москвы для СМИ города. Напоминаем, что на вопросы представителей прессы отвечали начальник Управления департамента Виталий Акимкин, его заместитель Владислав Иванов, начальники отделов управлений департамента в Центральном и Южном округах Наталья Макеева и Светлана Ремизова, руководитель одной из частных управляющих компаний Александр Авдеев. Сегодня завершаем публикацию с «круглого стола».ВОПРОС: Как оградить людей от авантюристов? Тема очень актуальная. Жилищно-коммунальный рынок – единственный, который еще не поделен. И понятно, что за него будут бороться. Но за чей счет? Чьи деньги будут делить? Деньги жильцов. Есть ли какая-то возможность оградить нас от грядущих афер? С рынком жилья, возникновением когда-то различных жилищно-финансовых пирамид (а их строят до сих пор!) это не получилось. Защитят ли нас?
– Подобная ситуация была не только на рынке жилья, но и при создании ТСЖ. И все связано с несовершенством законов. Недавно вышел федеральный закон «О регистрации юридических лиц». Согласно ему регистрация таких лиц происходит в заявительном порядке. И вот – реальный случай: муж и жена создают в доме ТСЖ. Кроме них, никто об этом не знает. Но налоговая инспекция как регистрирующий орган не обязана проверять учредительные документы. Она даже не поинтересовалась, прошло ли в доме собрание собственников. Так создали липовое товарищество, руководители которого, супруги, обратились в ДЕЗ, то взяло товарищество в управление и назначило непомерные квартплаты. Наша «сладкая парочка» при этом тоже осталась не в накладе.
К чему рассказана эта история? Всех необходимых законов, регулирующих работу частных управляющих компаний, еще нет. А потому не спешите проводить собрания, подождите, пока такие законы появятся: сначала федеральные, потом городские. Если они будут защищать жильцов, тогда можно смело делать выбор среди альтернативных управленцев.
ВОПРОС: Какова роль районных управ в созыве и проведении общих собраний в домах?
– Если в доме есть хоть одна городская квартира, то это их прямая обязанность. Жилищный департамент также представляет городскую собственность в домах, и представители его территориальных отделений обязаны участвовать в собрании собственников и голосовать при принятии каких-либо решений. Но помочь жильцам собраться, найти помещение для таких собраний – это все же обязанность районных управ. Если же в доме нет городских квартир, то ни департамент, ни префектура, ни управа в деятельность жильцов не вмешиваются. Жильцы должны сами позаботиться о себе – в том числе сделать так, чтобы собрание состоялось, и на нем были приняты важные для них решения. А помощь города будет заключаться в том, что он выявит инициативных людей в доме, обучит их основам ведения жилищно-коммунального хозяйства, объяснит, как готовить те или иные учредительные документы.
ВОПРОС: Сможет ли город регулировать ценовую политику частных управляющих компаний? Сговорятся, скажем, они все и назначат (предположим) 30 руб. за обслуживание квадратного метра. Как это бывает на рынках, где у всех продавцов одни и те же цены за одинаковые продукты. Что остается жильцам? Из чего им выбирать?
– Сравнение не правомочно. Цены за услуги по содержанию и ремонту дома (его общего имущества) – так говорит Жилищный кодекс – определяют не компании, а собственники на своем собрании. Предположим, люди не сделали это: не собрались, не договорились. Тогда действует ставка планово-нормативного расхода, установленная правительством Москвы. Сегодня она составляет примерно 12 руб. Где здесь диктат компаний? С другой стороны, действует закон конкуренции: управляющих организаций пока мало. Они заинтересованы во фронте работ и, конечно, не будут навязывать жильцам свои условия. Рады будут, если те пригласят их на работу, заключат с ними договор – причем, на тех условиях, которые предложат собственники. А увеличится число компаний? Конкуренция между ними будет еще больше.
ВОПРОС: Разные дома находятся в разном состоянии. Есть новые, а есть такие, где капремонт не делался десятками лет. И теперь что – его возлагают на собственников?
– Трудный вопрос – ведь дотации отменены, в самом деле, из каких средств делать ремонт? Тем не менее, в ЖК есть ст. 165, где сказано, что «органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов». Не обязаны (как было раньше), но могут! Что ж, и это зацепка для того, чтобы потребовать бюджетные средства для восстановления дома. Второе: в адресные субсидии, которые будут получать малоимущие жители, закладываются средства не только на текущий, но и капитальный ремонт домов. Как отделить одно от другого, где аккумулировать деньги на капремонт – это еще предстоит решить.