Гора приходит к Магомету
потому что другого пути нет
Кто только не опекает жилищные объединения: Департамент жилищной политики, префектуры, районные управы… Два года назад появился еще и «Центр содействия управлению кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда». Еще одна бюрократическая структура на знакомую тему? Но, как оказалось на деле, это, возможно, одна из самых нужных жилищному самоуправлению организаций.А нам не нравится…
Самоуправление – продукция «деликатесная», не каждому дому по вкусу. Если в Москве будет хотя бы 5% ТСЖ (от общего жилищного фонда) – это уже победа. Но и до этой цифры далеко.
Сравните: в развитых странах число самоуправляемых жилищных структур – 30–40%. Почему?
Говорит менеджер Центра по Северо-Восточному округу Татьяна Долматова:
– Жильцы отказываются от муниципальной опеки, когда их совсем доведут до точки. У нас – в отличие от Запада – самоуправление рождается по принципу «от противного». Так было, например, в Свиблове – на улице Нансена, 3, где котельная на крыше. Пока вода доходила до нижних этажей – она уже ледяная.
Заметим: создавать ТСЖ просто боятся. А вдруг их сочтут за «коммерческую организацию» и поднимут плату за коммунальные услуги во много раз (что, кстати, бывало)? Лучше уж домком… Как его создать? Ответа люди обычно не находят.
И вот – Центр. К нему обращается управа: помогите активистам, создайте в доме объединение. Это случай, когда Магомет (жильцы) не может одолеть расстояние до горы (городской программы), и тогда гора, то есть сам город, идет людям навстречу.
Однако главный тормоз – Магомет.
Не верят
Говорит менеджер Центра по Восточному округу Наталья РОДИОНОВА:
– Первая задача – провести собрание. Начинаем с обхода квартир. Заодно спрашиваем: чем недовольны? Все записываем в «социальный паспорт». Понятно, что перед этим вывешиваем объявление: в такое-то время вам позвонят, просим представителей дирекций, управ оповестить жильцов. Бросаем в почтовые ящики извещения. И все равно открывают далеко не все. Если хотя бы третья часть – уже успех!
Теперь должна подключиться управа. Снять помещение или собрать людей у дома или в подъезде. Здесь же выбирается руководство комитета – желающих поработать на общественных началах не так уж много.
На каждый округ в нашем Центре – один менеджер. У него еще есть до десяти помощников. Удается побывать за месяц в 5–8 домах.
Прорвемся?
Само собой ничего не получается. Не потратят жители своего времени, не отобьют ноги о пороги чиновников, не поратуют за общее (дома) благо – останутся ни с чем.
Татьяна Сергеевна Долматова рассказала: несколько щукинских «хрущевок» создали у себя ТСЖ, надстроили мансарды. Теперь это собственные их помещения, их сдают офисам, а деньги тратят на обслуживание своих же, далеко не новеньких зданий. Ведь «хрущевки» – дома бесперспективные. Но пригласили специалистов, просчитали фундамент… «Курчатовский» (так назвали ТСЖ в Щукине) создавал не Центр, но такие факты здесь бережно собирают. Ведь они – лучший аргумент в пользу самоуправления.
Постоянно пополняется копилка и собственных примеров – домов, где благодаря ГУПу жильцы вместе делают общее дело.
На Мелиховской, 2, преобразовали холл: пол замостили мраморной плиткой, стены украсили красивым пластиком, поставили цветы, зеркала.
Гончарова, 17, корп. 4. Дом невысокий, три этажа. Рядом с соседними гигантами кажется особенно незащищенным. Но жители огородили его, сделали двойную дверь в подъезде, и у каждой – свой домофон. Теперь чувствуют себя в полной безопасности.
Вешняки, ул. Молдагуловой, 16. Летом вся прилегающая к дому территория засажена цветами. Любоваться этим необыкновенно живописным ковром приходят жители других улиц. Кто сделал? Жильцы. Правда, ДЕЗу они не дают покоя: «Нужна машина земли!», «Завезите удобрения!». Заставить чиновников работать – тоже факт самоуправления.
Об интересном факте поведала менеджер Центра по Западному округу Ирина ФЕДИНА – в доме 3 по проезду Загорского люди сами отремонтировали места общего пользования, «свой» художник разрисовал стены подъезда, превратив их в картины живой природы.
Создание домкома, ТСЖ – это не самоцель. Главное – чтобы улучшилась в домах жизнь. И потому Центр не теряет с ними связь: обеспечивает постоянный контакт объединений с районными управами, лоббирует их интересы.
Так было, например, в Северном Медведкове, когда решили проложить – прямо по двору! – проездную дорогу. А за ней – школа. Светофоров нет, дорога узкая, но в час пик ее не пересечешь. Как раз то время, когда надо идти в школу. Центр организовал встречу представителей домкома с главой управы, и есть надежда, что сквозной проезд перекроют.
Ниша для депутатов
Итак, за два года «ГУПовцы» провели собрания примерно в 500 домах. По словам заместителя генерального директора Центра Александра Авдеева примерно в 90% из них эффект был достигнут – в 40 домах созданы ТСЖ, в 400 – домкомы. Третья часть всех домовых комитетов в Москве. Цифры впечатляют, но мой собеседник вовсе не считает их фантастическими: «Видимо, наступает время жилищного самоуправления. Люди увидели, что другого пути нет».
– Какие проблемы возникают у ГУПа?
– Я бы разделил их на две части, – говорит Александр Анатольевич. – Первая – на стадии проведения собрания, когда речь заходит о работе ДЕЗов и управ вообще. Они не выполняют своих обязательств по отношению к жильцам – дома обслуживаются плохо. «Не ждем от них ничего хорошего!» Вот вам и еще одно объяснение апатии. А другая сторона – уже после того, как будут созданы домкомы, дадут ли гражданам все обещанные права? Если столкнутся с равнодушием, то первое, что подумают: «Городу – инициатору! – это не нужно. А нам-то зачем?»
Адресов не называет: рано. Документу (речь идет о постановлении правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. № 651-ПП «О домовых комитетах») всего несколько месяцев, надо привыкнуть и понять: появились новые принципы отношений жителей и власти. Привыкнуть надо как той, так и другой стороне.
Главными проводниками программы по развитию жилищного самоуправления названы районные управы. Им подчинены ДЕЗы, которым такое самоуправление – как кость в горле. Но всегда ли управы могут проконтролировать подведомственные им организации? В управах, как правило, только один специалист (не всегда компетентный) занимается жилищным самоуправлением. Да и того постоянно загружают дополнительными делами.
Какой выход? Как считает Авдеев, в дальнейшем обязанности управы в этой части должны перейти к муниципальным собраниям. Те ведь до сих пор не определились в своих функциях. Но помощь домкомам, территориальным общинам, ТСЖ – это ли не одна из самых главных задач района? Почему бы ею как раз и не заняться муниципальным собраниям?
– Думаю, они к этому придут, – говорит Александр Анатольевич.
Наверное, так и будет. Деваться некуда.
Тел. ГУПа: 506-00-77