Александр Картышов: «Хотите жить лучше? Платите!»
Недавно по кабельному ТВ Академического района Юго-Западного округа стали регулярно появляться телепередачи о самоуправлении, в том числе о ТСЖ. Причем, в вечернее время, самый прайм-тайм. Вопреки опасениям их авторов («Сейчас идут такие сериалы! Кто же будет нас слушать?»), передача – если судить по количеству звонков на студию – стала одной из самых популярных. Может быть, потому что Юго-Западный округ – один из тех, где в домах наибольшее число самоуправляемых жилищных структур.О том, что делается для развития ТСЖ, домкомов, территориальных общин, каким видится их будущее, мы беседуем с заместителем префекта ЮЗАО Александром Картышовым.
«Квартирный ряд»: Александр Львович, в чем, на ваш взгляд, особенности нынешнего этапа самоуправления?
Александр Картышов: Первые объединения жильцов создавались, в основном, по принципу «от противного». «Нас обижают, надо защищаться!» Причины для обид были разные. И новое строительство под самыми окнами, и опасность переселения в далекие районы, и недоделки в новом доме… Но вот конфликт исчерпан, и консолидация жильцов дает трещину. Объединение распадается.
Сейчас мы все чаще наблюдаем другую мотивацию в создании самоуправляющихся структур. В основе ее лежит не отрицание, а конструктивный фактор. Люди хотят жить лучше в своих домах! Связано это, на мой взгляд, с тем, что они все больше чувствуют себя собственниками.
Объединения, которые создаются для этих целей в домах – уже не однодневки. Все больше людей вовлекается в процесс самоуправления. Стоит только принять участие в одной работе, скажем, ремонте подъезда, и у людей понемножку исчезает равнодушие.
К.Р.: Азбучная истина: без денег ничего не бывает. Но смысл создания товариществ – и об этом говорится в законе о ТСЖ – в том, что это единственные объединения жильцов, которым дано право зарабатывать. С условием, что деньги пойдут на обслуживание и сохранность жилищного фонда. Закон есть, но попробуйте применить его на практике! Взять в собственность или аренду нежилые помещения, землю, повесить на крышу рекламу… Не дадут! Роль префектуры в этом смысле уникальна: она связующее звено между населением и отраслевыми ведомствами, причем, в первую очередь защищает именно интересы людей. Хотелось бы услышать, как это делается в вашем округе?
А.К.: Наверное, я вас разочарую: я не считаю заработок первостепенной задачей ТСЖ. Об этом и в самом деле много говорят, возмущаются – и справедливо! – бюрократическими трудностями, которые встают на пути жильцов. Все так. Но не надо делать поиски источников дохода основной задачей жилищных объединений. Главное – сохранять жилищный фонд, грамотно эксплуатировать здания в рамках существующих возможностей.
К.Р.: Вот это неожиданность! Вы что же – против пополнения нищих бюджетов домов за счет финансовых и материальных резервов, которые можно извлечь из своего же строения? А на какие же средства улучшать обслуживание дома? Не на муниципальные же!
А.К.: Вы меня не так поняли. Я совсем не против заработка дома. Если можно как-то использовать свободные метры, надстроить мансарду, повесить рекламу – на здоровье! И у нас такие примеры есть. Например, известное ТСЖ «Синяя птица» в Северном Бутове, которому по решению правительства Москвы переданы нежилые помещения. Но это скорее исключение, чем правило. И вовсе не потому, что злокозненные ведомства не дают развернуться жителям. Причины вполне объективные. Много ли в городе нежилых помещений, не обремененных обязательствами? В старых домах они уже проданы или сданы в аренду, а в новых чаще всего принадлежат не жильцам, а инвесторам. Я уж не говорю о том, что далеко не все дома имеют их вообще. Это касается и рекламы, и мансард. Короче, все, о чем мы с вами говорим, – исключительные случаи, делать на них ставку нельзя.
К.Р.: А на что же?
А.К.: На деньги жильцов – дополнительно к тем квартплатам, которые они уже вносят, а также оптимизацию экономики дома, в чем они также должны участвовать.
К.Р.: Вы сильно разочаруете людей. Собирать деньги по квартирам на какие-нибудь ремонтные работы – дело нехитрое. И, как вы знаете, очень неблагодарное. Непопулярная идея. Так можно отвадить москвичей от самоуправления вообще.
А.К.: А кто вам сказал, что оно необходимо в каждом доме? Если товарищества будут хотя бы в 5-7 процентах домов округа, мы сочтем это большим успехом. И главное: люди сами выбирают уровень и качество обслуживания, никого неволить мы не собираемся. Хотят получать жилищно-коммунальные услуги из расчета шести с небольшим рублей за квадратный метр, как сейчас? Пожалуйста. И на эти деньги вполне можно содержать жилье. Но если требуют более комфортабельных условий – а мировой стандарт примерно в пять раз больше: 30 рублей за квадратный метр – пусть идут на траты.
К.Р.: Но тогда надо вести речь о домах, где живут, в основном, состоятельные граждане. Товарищества, получается, только для них?
А.К.: Конечно, нет. Играет роль не столько величина заработка в семье, сколько то, как выстроены приоритеты семейного бюджета. Если люди считают, что достойно жить в своем доме для них важно, они всегда найдут на это средства. Другое дело, что жильцы и в этом случае – в случае самофинансирования – могут оптимизировать свои расходы. Пути разные. Один из них – когда товарищество возникает не в одном доме, а сразу в нескольких, расположенных по соседству. Такие примеры у нас тоже есть. Сейчас собираются создать ТСЖ в нескольких домах по Новочеремушкинской улице, которые составляют чуть не целый квартал.
К.Р.: Вы еще упомянули об оптимизации экономики дома.
А.К.: Да, контроль за использованием средств – реальный рычаг, которым располагает общественность дома. Уверяю вас – даже те шесть рублей, которые сейчас идут на техобслуживание – не такие уж маленькие деньги, если их использовать эффективно.
К.Р.: Так и допустят дирекции общественный контроль за расходованием своих средств. Бюджет дома – тайна за семью печатями.
А.К.: Мы как раз и собираемся сделать его реальностью. Вынесли на обсуждение комиссии по ТСЖ типовой договор между товариществами и ДЕЗами, где четко обозначена взаимоответственность сторон и предусмотрено участие жильцов в определении приоритетов и объемов финансирования тех или иных ремонтных работ. Такое право мы предоставляем не только ТСЖ, но и всем домам, где создаются кондоминиумы. Жильцы вольны сами выбирать способ управления им, и не обязательно это должно быть товарищество. Может быть и домком, и община. Но и в этом случае они получают право знать бюджет своего дома и влиять на его расходование. Первый такой договор будет подписан между ТСЖ «Ленинский, 133-1» и ДЕЗом «Теплый Стан».
К.Р.: А если работа ДЕЗа в принципе не удовлетворяет жильцов – легко ли найти им частные управляющую и эксплуатационную организации?
А.К.: Сейчас – легко. Вступаем в пору цивилизованного бизнеса, когда на первое место выходит не столько размер прибыли, сколько ее стабильность. А что может быть стабильнее, чем обслуживание домов? При этом право выбора принадлежит, конечно, жильцам. А мы – префектура – предоставляем им полную и достоверную информацию о рынке жилищно-коммунальных услуг. В целом же соотношение такое: только 43 процента, меньше половины ТСЖ остаются в дирекциях, большая же часть приглашает частные компании, либо управляется самостоятельно.
Пример последнего – ТСЖ «Вавилова, 97». Здесь, можно сказать, сервис, достойный третьего тысячелетия. Слесарь приходит не «в течение дня», а в точно оговоренное время, предупредив при этом за пять минут звонком. Починит кран, а если надо – заменит проводку, повесит люстру, набьет новые наличники. Такие там мастера. И, кстати, ни за одну дополнительную работу денег не возьмет. У него зарплата, конечно, выше, чем в муниципальном РЭУ, но она соответствует его квалификации.
К.Р.: Возможно, вы и правы: чем выше уровень обслуживания – тем дороже он обходится людям. Но я бы хотел вернуться к обязательным услугам. Бывают случаи, когда для ТСЖ дирекции увеличивают расценки в десятки раз – например, на вывоз мусора, аварийную службу. Лишают дотаций. В общем, считают товарищество частной коммерческой организацией, хотя там живут такие же люди, как в муниципальных домах. Как с этим обстоят дела у вас?
А.К.: У нас подобных фактов нет. Никакой дискриминации по отношениям к товариществам мы не допускаем. Более того, если есть возможность как-то поощрить, используя тот же муниципальный ресурс, мы это делаем. Это, кстати, относится и к товариществам, и к успешным жилищным кооперативам, и к строениям, где активно работают домкомы, территориальные общины. Там бережнее отнесутся к уже сделанному, будут следить за порядком. Да еще приумножат то, что делает для них город. Если мы уж заговорили о ЖСК, не могу не назвать некоторые из них – «Пилюгина, 14», «Альфа», «Андромеда», расположенные, кстати, на той же улице. Именно благодаря усилиям их жильцов, подъезды там в идеальном состоянии, во дворы приятно зайти. Наш префект Валерий Виноградов любит говорить: «В первую очередь надо помогать тем, у кого потеет спина».
К.Р.: Как вы смотрите на дальнейшее развитие самоуправления в округе?
А.К.: Мы – один из самых строящихся округов. Поэтому, естественно, у нас много товариществ во вновь создаваемых кондоминиумах – так называемые ТСЖ ВСК. При этом застройщики сами формируют управляющую компанию, предлагая эксплуатировать дом и в дальнейшем. Таких предложений все больше. Другой путь – воспитать управленцев из самих жильцов. Это трудно, но желание у людей есть, и мы, префектура, оказываем им в этом всяческую помощь.