На Университетском времени не теряют
В числе заметных событий ушедшего года – реорганизация жилищной сферы столицы. Устранены многие административные барьеры на пути москвичей к улучшению своих жилищных условий. Впервые для них открылись приемные во всех окружных управлениях Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. «КР» решил выяснить, как действуют сейчас эти подразделения по работе с населением. Наши корреспонденты отправились в Юго-Западный округ.
Через «окно» без очереди
Приемная разместилась в небольшом помещении в торце дома 4 на Университетском проспекте, где ранее располагался отдел приватизации. Она находится рядом с окружным жилуправлением. Сотрудники ведут прием через «окна» с удобными для посетителей стойками-столиками. Больших очередей нет, но поток людей не иссякает. К тому же, периодически звонят телефоны. По ним горожане задают вопросы и получают ответы.
Но как раньше жители округа обходились без приемной? И что ожидали от нее после открытия сами жилищники?
Заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЮЗАО Наталья Угарова вспоминает, что в апреле 2011 года произошли реорганизационные изменения в структуре департамента, его полномочия заметно расширились, встал вопрос о повышении уровня работы с горожанами.
– До этого люди приходили на прием к нашим специалистам в отделы, – говорит Наталья Ильинична. – Такой порядок был неудобен прежде всего посетителям, которые вставали в общую очередь, независимо от того, в какой раз они приходили по тому или иному вопросу. Да и сотрудники отделов нередко вынуждены были отвлекаться от своих прямых обязанностей, откладывать срочные дела, чтобы дать человеку самую простую консультацию.
Иногда доходило до казуса. Отстояв длинную очередь, посетитель лишь в конце узнавал, что попал не к тому специалисту. Особенно часто так происходило на приеме в отделе переселения. Он занимается, как известно, жильцами сносимых пятиэтажек. Но туда пытались попасть и очередники из обычных домов, ведь им тоже предстоял переезд, и они резонно считали себя переселенцами.
К тому же в управлении в ходе реорганизации объединили два крупных отдела. Естественно, очередь не убавлялась. Тогда и решили создать приемную, в которую бы граждане шли со всеми своими вопросами. Но для этого требовалось грамотно организовать работу, чтобы люди, обратившиеся в приемную, могли оперативно получать необходимую консультацию, быстро сориентироваться в своих дальнейших действиях. Забегая вперед, скажем, что переход удалось осуществить.
Электронная база под рукой
…Сегодня начало рабочей недели, хотя еще чувствуется Новый год. Приемная празднично украшена: на подоконнике – нарядная елка, возле «окошек» – гирлянды.
Ведущий специалист Николай Егоркин только что закончил разговор по телефону. Беспокоилась одна бабушка – не сняли ли внука с жилищного учета? Выяснилось, что очередники Морозовы год назад подали заявление на участие в программе «Молодой семье – доступное жилье», собираются приобрести квартиру с рассрочкой платежа. Но вариантов им пока не предлагали.
Николай Михайлович нашел учетное дело семьи в электронной базе, просмотрел его на мониторе компьютера и успокоил звонившую женщину: все в порядке. Посоветовал обратиться в отдел реализации жилищных программ. Там точно скажут, имеются ли на данный момент какие-либо конкретные предложения для внука.
Находясь в приемной, мы вдруг слышим:
– А нам нужен отдел приватизации. Он здесь уже не работает?
Оглядываемся и видим стоящую в растерянности супружескую пару. Перед входом в здание Марченко (так они представились чуть позже) прочли новую вывеску и хотели выяснить, куда теперь им направляться.
– Никуда. Именно здесь вам и помогут, проходите, – приглашает посетителей Н. Егоркин.
Глава семейства объясняет, что он с женой хотел бы приватизировать свою квартиру, какие нужны для этого справки?
– Я вам сейчас распечатаю два списка, – говорит жилищник. – Один короткий. По нему нужно представить минимум документов, обратившись с заявлением в службу «одного окна» районной управы по месту жительства. Другой длинный. Он требуется лишь в том случае, если вы захотите сами заниматься сбором документов. С этим пакетом можно прийти либо к нам, в приемную, либо в отдел приватизации, который теперь находится на Ленинском проспекте, 64. Ваше заявление после сдачи документов будет рассмотрено в течение месяца.
Записываться не обязательно
Самый популярный вопрос у очередников: как можно быстрее улучшить свои жилищные условия? В приемной рассказывают обо всех возмездных городских программах, сообщают, как стать их участниками, где сейчас реализуется жилье и на каких условиях. И если после консультации очередник, выбравший один из предложенных вариантов, придет в соответствующий отдел управления, он будет полностью подготовленным, ему и объяснять ничего не надо. Оформление его участия в программе значительно ускоряется.
Москвичи идут на прием к специалистам без предварительной записи и заранее подготовленных заявлений. Бывает, заглядывают сюда случайно. Проходил человек мимо приемной, увидел вывеску, вспомнил о своих жилищных проблемах и решил проконсультироваться. Тем более что времени это много не займет, и платить за услугу не надо.
Все консультации стали очень доступными для населения. Работает приемная ежедневно, с восьми утра до шести вечера, с небольшим перерывом на обед и двумя выходными. Успевает проконсультировать всех желающих. И трудно представить, что весь этот поток людей, которые сюда обращаются, когда-то прямиком направлялся в отделы жилуправления, где других работ – выше крыши.
С широким профилем
– Как видите, посетители интересуются самыми разными вопросами, – отмечает Наталья Угарова. – И независимо от того, в какое «окно» они встали, получают четкие, конкретные разъяснения. Здесь ни у кого нет «своей специализации», все сотрудники хорошо подготовлены и знают все, что связано с выполнением жилищных программ.
Выясняется, что расширение штата не потребовалось. Все сотрудники приемной раньше работали в управлении. Новичков не принимали, а просто взяли по одному человеку из отделов и определили на новый участок.
На прежней работе каждый специалист занимался одним своим вопросом. В нем он разбирался лучше всех. Но вот о том, чем занимаются в соседних отделах, не мог быть осведомлен досконально. Ведь жизнь не стоит на месте, в законы постоянно вносятся поправки, а у каждого своя направленность в работе, не все удается глубоко и тщательно проследить.
Конечно, такая подготовка недостаточна для того, чтобы справиться с обязанностями сотрудника приемной. Поэтому вначале работников обучили. Они стали специалистами широкого профиля. И, можно сказать, находятся сейчас на передовой, в непосредственном общении с населением. С ходу дают любые консультации, касающиеся реализации жилищных прав.
В потоке обращений
Тем временем к нашему «окошку» подошла еще одна женщина. Она проживает в пятиэтажке по адресу: улица Марии Ульяновой, 25. Дом идет под снос, жительница интересуется, когда ей предоставят новую квартиру.
– Многие соседи уже получили, – сетует она. – И у нас теперь жить совсем неуютно, батареи холодные…
Наталья Ильинична сразу вспоминает эту пятиэтажку и включается в разговор:
– Ваш дом стоял в графике 2011 года на частичное отселение. Нам осталось обеспечить жилплощадью семьи, занимающие двухкомнатные квартиры. По жилищному законодательству переселяемым жителям полагается равнозначное жилое помещение. Однако сейчас в наличии «двушек» нет. Были в свое время двухкомнатные квартиры в Южном Бутове. Вам, наверное, тоже предлагали переселиться туда?
Женщина признается – да. Но семья отказалась переезжать в отдаленный район округа.
– Тогда вам придется еще подождать, новые дома строятся. А решить вопрос по теплу должна районная управа, которая отвечает за отселяемый дом.
– Если «двушки» в дефиците, могу я получить с доплатой трехкомнатную квартиру?
– У вас двухкомнатная – положена такая же, – приходится напоминать посетительнице. – Улучшать жилищные условия при переселении из пятиэтажек можно только плановым очередникам.
…Прием продолжается. По словам Натальи Угаровой, обычно за день сюда приходят до 60 семей, правда, иногда бывает и 80–90. Плюс по телефону получают консультации 20–30 человек. И поток обращений растет. Приемная прочно заняла свое место в структуре окружного управления.