Долгопрудный: кварталы у пристани дирижаблей
В канун Нового года выездная редакция, стартовавшая еще в марте, делает последнюю остановку. Мы проехали сотни километров по Подмосковью, чтобы ознакомить очередников с адресами новостроек. Наш маршрут проходил через новые микрорайоны городов Люберцы, Чехов, Красногорск, Балашиха, Подольск, Одинцово, Солнечногорск. Сегодня приглашаем в Долгопрудный, где на поле для дирижаблей поднялись московские высотки.
Карта маршрута
Наш путь лежит на север от столицы – в микрорайон «Центральный». Он расположен между Лихачевским проспектом, Дирижабельной улицей, Новым бульваром и Летной улицей. Ранее на этом месте находилось бывшее аэрополе дирижабельного завода.
Долгопрудный – город в Московской области. Площадь муниципального образования составляет 3101 гектар, население – 91,3 тыс. человек. Своими южными границами город примыкает по Дмитровскому шоссе к МКАД и расположен в восьми километрах от аэропорта «Шереметьево». С севера и запада граничит с Каналом имени Москвы, с востока – Долгими прудами, от которых и получил свое название.
Статус города Долгопрудный обрел в 1957 году. Но еще в 1931-м здесь появился рабчий поселок «Дирижаблестрой», который создавался на базе центра по строительству дирижаблей и Московского дирижаблепорта. На старом гербе города был изображен дирижабль, но в начале 2000-х его поменяли. И теперь на поле герба – белая лебедь, плывущая по волнам. Впрочем, эта прекрасная птица с воздетыми крыльями тоже символизирует полет, стремление вперед, к развитию и совершенству.
«Центральный» в режиме нон-стоп
От Речного вокзала маршрутка едет до Долгопрудного минут 20, если без пробок. И вот мы в микрорайоне «Центральный». Тут строят дома две столичные компании – ЗАО «ПИК-Регион» и ЗАО «СУ-155». Сегодня нас ждут на объектах ДСК-5, филиала СУ-155.
Приехали декабрьским днем, когда снег в очередной раз растаял, на газонах зеленела трава, а на улице было около нуля. Но никакие странности погоды не останавливают стройку, монтаж новых домов идет круглосуточно. Потому что тяжело груженные машины с панельными плитами передвигаются по Москве и территории области именно ночью, когда дороги свободны. СУ-155 имеет три собственных завода, где делают панели высокого качества, используется все свое, начиная с песчаных карьеров. Об этом нам рассказывают строители.
По словам заместителя генерального директора ООО «ДСК-5» Анатолия Грекова, комбинат построил один дом серии И-46, второй – двухсекционный, серии И-155. Последняя серия хороша тем, что позволяет возводить корпуса с различной планировкой и конфигурацией квартир. В наборе есть «однушки», «двушки», «трешки» и даже четырехкомнатные квартиры. Кроме жилья, в новом микрорайоне строятся школа и детский сад. Садик сдадут вот-вот, а школа должна открыться в сентябре 2012 года.
Квартиры – москвичам
По данным Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, для очередников в Долгопрудном построено за счет столичной казны шесть жилых корпусов. Адреса новостроек: Лихачевский проспект, 66 (корп. 1), 68 (корп. 1) и 70 (корп. 1, 2, 3, 4).
В 2009–2011 годах около 700 жилых помещений было направлено в окружные управления департамента на реализацию в рамках городских жилищных программ. По купле-продаже с рассрочкой платежа москвичам предоставлено около 200 квартир, в том числе 135 по программе «Молодой семье – доступное жилье». По социальной ипотеке очередники получили почти 400 квартир. Пока остаются свободными 110 квартир. Очевидно, этот статус за ними сохранится недолго. Тем, кто думает – переехать в Долгопрудный или нет, стоит поспешить.
Большие хлопоты для маленьких
Здание детского сада порадовало разноцветным блестящим фасадом. В последние годы СУ-155 обкатало проект, в котором фасады садиков делают вентилируемыми, то есть зимой в здании сохраняется тепло, как в термосе, а летом не жарко.
Сад будет трехэтажный, с бассейном, в нем найдется место для 160 ребятишек. Молодой прораб Стас Чуев ведет нас по стройке, как по лабиринту. На входе мы еле-еле просочились в дверь, мешают провода и вентилятор, который создает тепловую завесу от холодного уличного воздуха. Внутри здания уже есть отопление, везде идут отделочные работы.
В чаше бассейна сложены перегородки для батарей, их постепенно вынимают и разносят по этажам. Вот со шпателем пробегает бригадир и кричит:
– Меня не фотографируйте, у меня вся спина белая!
Лена-фотограф успевает сделать снимки, и мы поднимаемся на второй, а затем и на третий этаж. Здесь тоже что-то красят, метут. Прораб уверяет, что в течение месяца объект сдадут в эксплуатацию. Уже назначены заведующая детским садом и директор строящейся школы, так что все работы по покупке оборудования ведутся совместными усилиями строителей, воспитателей и педагогов.
Здесь всегда аншлаг
На детской площадке – аншлаг. Ее открыли буквально на днях, и все мамы с малышами дружно перебазировались сюда. Приходят в любую погоду. Еще бы, качели, карусели, песочницы, горки – все яркое, нарядное, веселое. Дети играют, а мы разговариваем с одной из мамочек.
Наталья пришла с четырехлетним сыном, нахваливает площадку. Она знает, что детсад скоро откроют, только номер ее очереди – 5307, и таких садов должны построить с десяток, чтобы ребенок успел туда пойти до школы. Молодая женщина рассказывает, что и со старшим сыном, которому сейчас 12, сидела дома до семи лет. Тогда и в столице были большие очереди в садики. А теперь вот Москва настроила много детсадов, а семья переехала в область – и опять встала в очередь. Однако Наталья не горюет, потому что муж хорошо зарабатывает, и можно спокойно сидеть дома, больше времени уделять сыновьям, заниматься хозяйством, обустраивать квартиру.
Рабочие университеты
Стас Чуев слушает наши разговоры, стоя в сторонке. Многие новоселы здороваются с прорабом, потому что знают его в лицо. Это первый объект молодого специалиста. Четыре года назад строители вышли в чисто поле и начали тянуть коммуникации из старой части Долгопрудного. Поле было немного заболочено, так что пришлось осушать его, а затем уже приступать к строительству. И если поначалу, после института, Стас думал об офисной работе, то теперь понял, что на строительной площадке гораздо интереснее.
– Потому что тут никогда не стоишь на месте, – говорит он. – Сегодня ты протягиваешь газ, завтра – воду, потом строишь дом, через неделю занимаешься электромонтажными работами. Монотонности нет.
Каждый день Чуев приезжает на работу из московского района Зябликово, куда недавно пришло метро, сократив ему время в пути примерно на полчаса. А возвращается иногда и после 11 вечера.
Недавно прораба пригласила на новоселье семейная пара чуть постарше его, и он принял приглашение, порадовался вместе с ними. Видно, что работа доставляет человеку удовольствие. И нам молодой строитель понравился. Пока мы бегали по микрорайону, к нему не раз обращались и коллеги, и жители, спрашивая то одно, то другое. Стас говорит, что здесь, на стройке, он прошел свои университеты, научился находить общий язык с самыми разными людьми.
Ключи на счастье
В маленькой комнате коменданта мы увидели, как супруги Светлана и Николай Крохалевы получают ключи от своего нового жилья. Заполнение бумаг заняло некоторое время, а затем глава семьи стал оплачивать коммунальные платежи в терминале, который стоит тут же, в офисе управляющей компании. Электронный аппарат бесстрастно принял деньги и выдал квиток. Удобно!
Журналисты напросились в гости к новоселам. Вместе отправляемся осматривать их владения. Открывается замок, и вот хозяева входят в свою «двушку». Жена спешит на кухню – смотреть свое рабочее место, муж пытается достать рукой до потолка, а потом говорит прямо в диктофон:
– Я очень доволен. Удобная планировка. Добротная квартира.
При обходе Николай по-хозяйски отмечает, к чему тут надо руки приложить. Сам он как раз и занимается ремонтами квартир, знает что и как улучшить. После коммуналки, по словам новосела, своя квартира – это на ступень выше.
Крохалевы получили жилье по социальной ипотеке, отстояв в очереди 13 лет. Вместе с двумя взрослыми сыновьями живут пока в двух комнатах коммунальной квартиры в районе Новопеределкино. Дети одобряют выбор квартиры в Долгопрудном, будут помогать родителям с выплатой ипотечного кредита.
Время наводить мосты
Администрация города Долгопрудный также получает квартиры в микрорайоне «Центральный» для своих льготников и кровно заинтересована, чтобы стройка двигалась быстрее. Как заметил Стас Чуев, со всеми своими проблемами строители в первую очередь обращаются к местным властям. И они никогда не отказывают, наводят мосты между строителями и руководством разных городских служб. Например, оперативно решили вопросы с газовиками и коммунальщиками. Благодаря такой поддержке, строители в кратчайшие сроки провели теплоснабжение домов. В принципе, согласование всех вопросов жизнеобеспечения нового микрорайона проходит при помощи городской администрации, поэтому Стас надеется, что будет решена и одна из главных проблем – дорога до Москвы.
Лихачевское шоссе, что связывает МКАД с Долгопрудным, находится в стадии капитального ремонта. Сейчас полотно расширено до шести полос, но не все работы закончены. Ближе к Москве есть узкое место, которое создает в час пик немалые пробки. Этот участок тоже будет расширен и перестроен. В бюджете Долгопрудного на 2012 год предусмотрены средства на реконструкцию шоссе, а также на необходимые реновации в коммунальной сфере растущего жилищного фонда.
Удобный и комфортный
Канал имени Москвы находится недалеко от новых корпусов, надо только пересечь Лихачевку и пройти сотню метров по сосновой роще. Здесь, по берегам, сохранились старые дома, необыкновенной красоты храм, а рядом поднялась череда крепеньких, как боровички, коттеджей. Красивые окрестности, пляжи, замечательные виды – и проплывающие по водному пути большие белые теплоходы.
Кстати, в 1937 году в этих местах был основан Московский камнеобрабатывающий комбинат по изготовлению облицовочных материалов из натурального камня для набережных, шлюзов и других сооружений канала Москва – Волга. Помимо изделий из гранита, здесь выпускаются мраморные и извест-няковые плиты, получившие прописку на множестве строек в нашей стране и за рубежом. Среди них – метрополитены в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, Кремлевский Дворец съездов, здание СЭВ (ныне Московской мэрии), высотное здание МГУ на Воробьевых горах, стадион «Лужники».
Долгопрудный считается одним из наиболее удобных и комфортных городов Подмосковья. Обусловлено это как благоприятной экологической обстановкой, так и высоким уровнем развития собственной инфраструктуры. Микрорайон «Центральный» расположен в 5 км от МКАД, в географическом центре города. Современное жилье, новые коммуникации, действующая и планируемая инфраструктура, транспортная доступность, разумные цены и близость к Москве – все это позволяет городу удерживать лидирующие позиции по привлекательности, как для жизни, так и для инвестиций. Эту оценку дают риелторы, и с ними можно согласиться.
Из истории
Долгопрудный – колыбель российского воздухоплавания. Новый микрорайон строят как раз на месте бывшего дирижабельного поля, где испытывали в 30-е и 40-е годы прошлого века эти летательные аппараты. Рядом с жилыми кварталами находится корпус ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», преемника знаменитого «Дирижаблестроя СССР». Здесь в свое время работал известный итальянский исследователь Арктики, конструктор дирижаблей Умберто Нобиле.
Дирижабли использовались в исследовательских полетах, а также как элемент системы противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны. Затем они уступили место самолетам и вертолетам. Сейчас снова заговорили о возврате этого вида воздушного транспорта. К 2013 году в Долгопрудном планируют восстановить эллинг – пристань дирижаблей. Это сооружение, где их собирали. Проект интересен с исторической и технической точек зрения. Эллинг создавался в 1881 году на германском заводе Круппа. В Советский Союз конструкции попали в 1930-е. Инженеры намерены сохранить без изменений высоту эллинга в 36 метров, а также его фундамент и пять опор, которые завершаются перекрытиями арочного типа. В восстановленном эллинге начнет работать цех, выпускающий аэростаты и современные дирижабли. Здесь же разместится испытательная лаборатория.
И еще один исторический факт. В 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, который в 1951 году преобразован в Московский физико-технический институт. Сегодня МФТИ – один из самых авторитетных технических вузов России.
Как доехать?
Добраться до высоток Долгопрудного очередники могут несколькими путями. Во-первых, на автомашине по Лихачевскому шоссе, идущему от МКАД. Еще один путь – от станции метро «Речной вокзал» на автобусе № 368 или на маршрутке с этим же номером. От метро этот транспорт отходит каждые пять минут. Третья дорога – на электричке от Савеловского вокзала до железнодорожной станции Долгопрудная. Время в пути занимает 25 минут.
Впереди – Люберецкие поля
Мы увидели за этот год много новых микрорайонов за пределами Московской кольцевой автодороги, где получают жилье очередники. Многоэтажные дома уходят все глубже в Московскую область. Сейчас застраиваются Чехов, Солнечногорск и Подольск. Не каждый москвич, состоящий на жилищном учете, готов уехать столь далеко от Красной площади. И причины тут самые разные. Основная загвоздка – это неразвитая социальная инфраструктура области. Если московские власти строили в год до сотни детских садов, то Подмосковье на такие темпы даже не замахивалось.
С другой стороны, те, кто решается выехать из столицы, говорят о хорошей экологии, о новых местах отдыха, о просторных квартирах, которые в Москве они бы никогда не получили на столь выгодных, льготных условиях.
Взвесив все плюсы и минусы, практичные москвичи и делают свой выбор: поехать за пределы Москвы или остаться, так сказать, при своих интересах. Город предлагает им несколько вариантов жилищных программ, остается только решиться принять в них участие. Надеемся, что наш цикл публикаций «Адрес для очередника» поможет в этом выборе.
В новом году выездная редакция «КР» намечает новый маршрут. И начнется он на Люберецких полях. До встречи!