На приеме у Татьяны Макаренко
Среди тех, кто обращается по жилищным вопросам в здание управления на улице Руставели, 12а, много постоянных посетителей. Решение их проблем зачастую выходит за рамки действующего законодательства. Несмотря на это, люди ждут и надеются. Начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северо-Восточном округе Татьяна Макаренко принимает всех без исключения.
Ведь за каждым делом – конкретный человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. Во всех этих перипетиях нужно разобраться, помочь по мере сил и возможностей. Не стал исключением и прием населения, на котором присутствовал корреспондент «КР».
Задачка для президента
В кабинет руководителя жилуправления входят двое пожилых мужчин, на пиджаках которых орденские планки. Они – ветераны Великой Отечественной войны, непосредственные участники сражений. Один из посетителей пытается решить свой жилищный вопрос. Второй пришел его поддержать.
– Я родился в Краснодаре, потом работал в Армении. После землетрясения моя семья переехала в Москву, – рассказывает фронтовик. – Уже много лет вместе с дочерью, внучкой и сыном живем в однокомнатной квартире, которую помогли приобрести родственники. Нам приходится тяжело. Уже обращался в жилищное управление, чтобы встать на очередь, но тогда не получилось, поскольку у меня не было 10 лет постоянной регистрации в столице. Подскажите, какие шаги сейчас предпринять?
– Мы уже и письма писали во все инстанции, чтобы продвинуть дело уважаемого ветерана, – вступается за друга представитель общественной организации ветеранов района Марьина Роща. – Но все без изменений. Ведь указ Президента России говорит о том, что все ветераны войны должны быть обеспечены жилой площадью.
– К сожалению, ситуация неоднозначная, – говорит Татьяна Александровна. – В президентском указе четко прописано, что жильем во внеочередном порядке обеспечиваются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вас поставить на учет в настоящее время невозможно, так как у членов семьи нет одного условия: десятилетнего срока проживания в столице. Это требование прописано в Законе города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Обойти его мы не можем. Дочь и внучка прибыли на вашу жилплощадь по документам лишь в 2005 году. А при постановке на учет рассматривается вся семья целиком.
– Все-таки мы будем добиваться того, чтобы ветерана поставили на жилищный учет, – настаивает общественник. – Ведь это очень порядочный человек. Ему больше 80 лет, а он до сих пор ведет активную общественную жизнь. Должны же быть какие-то исключения?! Я знаю человека еще по Еревану. В годы войны его дядя спас меня от гибели, когда над моей головой пронеслась мина. А потом мы вместе взяли «языка». Рассказывать об этом могу долго. Мы записались на прием к президенту РФ Дмитрию Медведеву, надеемся, личное общение поможет решить эту непростую задачку.
Отметим, на Северо-Востоке Москвы в последнее время было выделено свыше 100 квартир фронтовикам и вдовам погибших или пропавших без вести в годы войны – всем, кто стоял на жилищной очереди. Уже в 2011-м получили жилье четыре ветерана, готовится справить новоселье еще один. Причем квартиры стараются давать на территории округа – как жилье за выбытием, так и площадь в новостройках.
Когда квартира непригодна
Следующие посетители – жители района Отрадное: мать и ее взрослая дочь. Они уже не первый год бьются над тем, чтобы им предоставили новую квартиру. В старой проживать невозможно из-за того, что стена зимой промерзает, а в ванной комнате постоянно образуется грибок и никакими способами его не вывести. Уже неоднократно проводился капитальный ремонт, но и это не помогло. По мнению жильцов, их дети болеют именно из-за плохих санитарных условий.
– Мы хотели бы узнать, сколько лет еще испытывать дискомфорт от непригодного жилья? Когда же нам дадут нормальную квартиру? – в голосе пожилой женщины слышится отчаяние.
– Действительно, в 2008 году двухкомнатная квартира, где вы живете с дочерью и двумя внуками, была обследована и признана непригодной для проживания, – листает учетное дело Т. Макаренко. – Семья принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом была учтена инвалидность ребенка. В прошлом году вам была предложена двухкомнатная квартира в Северо-Восточном округе площадью около 54 кв. м. Почему вы отказались от этого варианта?
– Если бы мы согласились, то получили бы такое же по площади жилье, как теперь у нас. А нам этого не нужно. Ведь мы хотим улучшить свои жилищные условия.
– В вашей ситуации это был бы выход. Если бы квартира не была признана непригодной для проживания, то вас не поставили бы на жилищный учет. По закону город предлагает в таких случаях равноценную, пригодную для проживания площадь. В настоящее время в округе на очереди стоит около 90 семей, проживающих в подобных квартирах.
– Почему мы не имеем право на дополнительную комнату? У нас ребенок-инвалид, – протестует бабушка.
– Давайте поступим следующим образом: сделаем запрос в поликлинику, где находится на учете ваш внук, обратимся в Правовое управление Департамента жилищной политики и вынесем ваш вопрос на городскую комиссию. Возможно, там помогут разобраться в деле.
– Мы согласны.
Как вернуться в очередь?
50-летний мужчина, бывший сотрудник правоохранительных органов, столкнулся с тем, что, прожив в квартире по договору коммерческого найма 5 лет, должен продлевать этот документ. Он уже второй месяц собирает необходимые справки, и перспектива повторения этой процедуры его явно пугает.
– С бывшей женой и двумя детьми я стоял на очереди с 1991 года, – начал разговор мужчина. – Когда был построен дом в Цент-ральном округе для сотрудников УВД, мне предложили квартиру по договору коммерческого найма. Туда я переехал с дочерью, а экс-супруга и сын остались в двухкомнатной квартире в общежитии квартирного типа. В итоге оказалось, что предоставленное жилье я выкупить не могу. Еще предстоит каждые пять лет пролонгировать договор. Получается, что я с дочкой занимаю эту площадь на временных правах? Теперь мы заложники обстоятельств? Могу ли я отказаться от этого жилья и вновь вернуться в очередь?
– С процедурой возврата на жилищную очередь мы еще не сталкивались, – признается Татьяна Макаренко. – Но попробовать вы, конечно, можете. Хотя ситуация странная и вызывает много вопросов: почему вы сразу не узнали все нюансы заключения договора коммерческого найма жилья, почему задумались об этом лишь через пять лет и так далее. Для начала хорошенько взвесьте все «за» и «против». Напишите заявление в организацию, где вас ставили на жилищный учет, посоветуйтесь с юристами. Ведь ваша семья в полном составе улучшила свои жилищные условия. У бывшей жены и сына площадь в 54 «квадрата», у вас с дочкой – 58. Возможно, придется проходить определенные судебные разбирательства. А насчет квартиры, предоставленной по договору найма, скажу однозначно: она ваша. И не нужно сомневаться. Только есть необходимая форма, которую следует соблюдать: пролонгация договора.
Коммуналкам – нет!
– А я уже знаю, что мой вопрос рассмотрен положительно, – с порога в кабинет начал седовласый мужчина. – Наконец-то мы дождались этого счастливого дня!
– И мы рады за вас, – улыбается Татьяна Александровна.
Этот мужчина вместе с женой и сыном занимал комнату в трехкомнатной квартире коммунального заселения. Переехали они в дом на улице Широкой из города Орла по обменному ордеру 10 лет назад. В прошлом году, когда освободились две смежные комнаты, жильцы обратились с просьбой предоставить им эту площадь по договору социального найма. И вот вопрос решен – семью признали малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях. Так что теперь коммунальных квартир в округе станет на одну меньше. Всего же на Северо-Востоке столицы ждут часа расселения 5139 семей очередников, проживающих в коммуналках.
Решается в диалоге
В Северо-Восточном округе на жилищном учете состоит около 18 тысяч семей. Это, конечно же, много. Однако, по словам начальника жилуправления, очередь постепенно сокращается. Москвичам предлагаются всевозможные жилищные программы, где с помощью льготных цен и условий они могут приобретать квартиры – по комнате на человека – в ближайшем Подмосковье, там дома возводятся за счет московского бюджета. А плановым очередникам жилье по договору социального найма будет предоставляться, как и прежде, в столице, в основном в районах массовой застройки.
– Прием жителей показал, что необходимо работать с каждой семьей, тогда в диалоге решается множество проблем. Безусловно, не отходя от закона. Всем очередникам настоятельно рекомендую взвешивать каждый свой шаг перед принятием такого судьбоносного решения, как получение квартиры, – прокомментировала Татьяна Макаренко.