Людмила Швецова: Начинаем строить «Жилище»
В столице многое меняется. Преобразования стремительны и охватывают все сферы жизни города. Что несут эти перемены москвичам, приведут ли они к улучшению их жилищных условий? Не исчезнут ли городские жилищные программы? Почему меняется структура жилищного департамента?
О новых решениях столичного правительства по развитию социальной сферы корреспондент «КР» беседует с заместителем мэра Москвы по социальной политике Людмилой Швецовой.
«Ответственность» – главное слово
– Людмила Ивановна, 15 апреля вступило в силу новое Положение о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города. Чем, на ваш взгляд, вызвано наделение департамента дополнительными функциями, связанными с постановкой на жилищный учет, предоставлением жилья очередникам? Всем этим раньше занимались управы и префектуры. Не приведет ли это к излишней централизации власти?
– Сейчас мы проходим этап системного изменения подходов к тому, каким образом должна реализовываться социальная политика в городе. Речь не идет о том, что вчера эта политика была неправильной. Сегодня просто идет движение вперед, есть новые требования, которые предъявляются мэром Москвы, правительством Российской Федерации, президентом Дмитрием Медведевым. И задачи, которые стоят перед Москвой как субъектом РФ в социальной политике, меняются, приобретают новое звучание, модернизируются.
Обратите внимание, в последнее время президент говорит о том, что государство необходимо повернуть к народу, чиновники должны быть ближе к гражданам, которым оказывают государственные услуги. Что значит «ближе»? Это может быть и облегчение доступа людей к необходимой информации через Интернет, через порталы госуслуг. Человек должен знать, на что он имеет право и каким образом может реализовать свои законные права на социальную поддержку. И в этом контексте те перемены, которые произошли в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда Москвы, вполне закономерны.
Департамент, как одно из звеньев курируемой мной сферы, исполнял и исполняет обширный перечень функций. Это и работа с очередниками, и приватизация жилья, и переселение граждан из пятиэтажного, ветхого и аварийного фонда. Конечно, ответственность за поставленные задачи лежала и раньше на руководстве департамента, на сотрудниках, которые там работают. Но с другой стороны всегда была возможность сказать – а вот префектура что-то вовремя не сделала, а вот управа не того поставила на жилищный учет, а вот те или иные положения законодательства кем-то еще не были выполнены. И по формальным причинам ответственность уходила, что называется, размывалась. Сегодня это неприемлемо. Такого рода ситуация, когда у семи нянек дитя без глаза, не отвечает текущему моменту. И это не излишняя централизация власти. Новые функции департамента – это фактически та реальная работа, которую он вел в жилищной сфере и за которую теперь будет нести полную, всеобъемлющую ответственность.
На мой взгляд, главная новация этих перемен заключена именно в слове «ответственность». Чиновники нередко пытаются уйти от ответственности, стараются переложить ее на коллегиальные органы, обсуждающие те или иные вопросы. Но конкретное должностное лицо, которое принимало решение и не несло за это ответственность, иногда найти очень сложно. Теперь, я надеюсь, такого не будет. Департамент получил возможность работать с жителями напрямую, без промежуточных, согласующих инстанций, что резко повышает ответственность всех его сотрудников, ссылаться на других не придется.
Чтобы не бегать и не ждать
– И все-таки что даст реорганизация департамента конкретному человеку?
– Даст несколько преимуществ. Первое – повышение профессионализма тех специалистов, к с ним работает. Это позволит исключить принятие решений на субъективном, личностном уровне. Ведь решение таких вопросов, как жилищный, возможно только исходя из норм действующего законодательства. Об этом я говорю как председатель Комиссии по жилищным вопросам правительства Москвы, на которой рассматриваются особо сложные ситуации. Мы как раз и следим за тем, чтобы происходил баланс – соблюдалась буква закона, но при этом человеческое отношение никуда не уходило.
Второе преимущество – это расширение для гражданина возможностей реализовать свои социальные права. Становится более доступной информация о том, какого рода услугу может предоставить в данной ситуации город очереднику, да и любому жителю. Повышается и техническая доступность. Например, сегодня заявление о постановке на жилищный учет можно подавать не только в управу района, но и в управление департамента в округе, жилищный отдел по месту жительства. Это еще около 70 «окон» по городу.
И третье – реальная экономия времени. Сокращаются сроки предоставления услуг. Возьмем ту же постановку на учет. Раньше ею занимались два департамента. Сначала Департамент социальной защиты населения рассчитывал малоимущность гражданина, а потом Департамент жилищной политики смотрел его жилищную, имущественную обеспеченность. Все это занимало в общей сложности 50 дней. Сейчас этот срок сокращен до 30 дней. Положительный сдвиг.
Вперед, к доходным домам
– Недавно мэр Сергей Собянин заявил о расширении сети бездотационных домов. И уже началось оформление квартир в трех новых корпусах Подольска. Какими вы видите перспективы этой программы?
– На программу бездотационных домов мы возлагаем большие надежды. В перспективе она станет краеугольным камнем будущей системы доходных домов города Москвы. Сейчас наши коллеги из Комплекса градостроительной политики и строительства вместе с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда разрабатывают московскую целевую программу «Жилище». На первом ее этапе – до 2016 года предполагается, что порядка 20% строящегося жилья будет направлено на создание системы доходных домов. Причем домов, построенных не только за счет городского бюджета, но и на средства инвесторов. В них квартиры будут представляться по договорам найма.
На втором и последующих этапах программы «Жилище» нанимать жилье у города смогут и неочередники. Нам нужно вывести людей с черного рынка арендных услуг, где налоги не платят. На каких условиях сдаются квартиры частными лицами, никто не знает. Такая альтернатива, создающаяся сегодня, безусловно, поможет вывести рынок найма жилья в городе из тени на свет божий.
Бездотационные дома – самая молодая из городских жилищных программ, принята она была в 2008 году. На данный момент уже шесть домов работают. В Южном, Юго-Западном и Юго-Восточном округах. Но мы, естественно, понимаем, что это только начало, и считаем нужным эту сеть развивать. Подольск – это еще один шаг вперед. Там на бюджетные средства были приобретены три дома. Сейчас в соответствии с решением мэра Москвы выдано почти 500 смотровых талонов (ордеров) на квартиры. Мы уже в начале июня предоставим жилье очередникам, которые выразили свое согласие.
Развивать, а не урезать
– Вы сказали о разработке городской целевой программы «Жилище». На какой стадии находится эта работа?
– В столице имеется порядка 20 целевых программ, на которые будут направляться бюджетные средства, это так называемый программно-целевой метод финансового планирования. Мы переходим на такую систему с 2012 года. И программа «Жилище» будет совокупностью мер города в жилищной сфере. Причем, всех мер – они связаны не только со строительством домов, предоставлением жилья очередникам и гражданам, имеющим федеральные льготы, ветеранам войны, молодым семьям, детям-сиротам, чернобыльцам и другим. Эта программа будет предусматривать еще и управление городским жилищным фондом. Сейчас в него входит более 600 тысяч квартир, и городу как собственнику необходимо контролировать их содержание, необходимо работать с этим жильем, управлять им.
В целом программа носит концептуальный характер, она очень интересная, мы внимательно следим за ее разработкой. Осенью эта работа должна завершиться, и проект программы «Жилище» будет рассмотрен на заседании правительства Москвы.
– У нас есть с десяток проверенных временем жилищных программ – «Социальная ипотека», «Молодой семье – доступное жилье», купля-продажа с рассрочкой платежа и другие. Какая их судьба?
– Они станут составной частью новой программы «Жилище», войдут в нее как подпрограммы. Потеряться ничего не может. Главная задача, которую ставит перед нами мэр Москвы, и она будет выполнена, – никаких изменений в социальной политике в сторону ее ухудшения, сокращения, урезания. Нужно не отступать назад в социальных завоеваниях, которые мы достигли за предшествующие годы, а двигаться вперед. И программа «Жилище» призвана привнести новое в жизнь москвичей, сделать ее лучше.
Новоселий меньше не станет
– Сколько в этом году будет предоставлено квартир москвичам-очередникам?
– Департаментом жилищной политики и жилищного фонда подготовлен проект программы обеспечения жильем очередников и жителей ветхих домов на 2011 год. Планируется улучшить жилищные условия почти 17 тысячам семей, в том числе в рамках переселения. Так что новоселий меньше не станет.
– Много вопросов поступает в редакцию по поводу переселения из пятиэтажек сносимых серий. Как известно, программа реконструкции ветхого пятиэтажного фонда вначале была рассчитана до 2010 года. Люди волнуются – не свернут ли переселение?
– Конечно, не свернут, таких планов у города нет. Более того, разработчики целевой программы «Жилище» предусматривают продолжение сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, модернизацию территорий старой застройки. Людям, которые живут в этих домах, уже не соответствующих сегодняшним стандартам, будет предоставляться нормальное, современное жилье. По всей видимости, с последней пятиэтажкой сносимой серии Москва распрощается в 2014 году.
Из коттеджей – в пентхаусы?
– Будут ли еще строить коттеджные поселки для многодетных семей? Известно, что прорабатывался вопрос создания новых поселков в Подмосковье. От этой идеи отказались?
– На ваш вопрос нельзя ответить однозначно, он комплексный. Здесь как раз сходятся воедино несколько направлений работы Комплекса социальной сферы города. К ней подключены Департамент жилищной политики и жилищного фонда, Департамент семейной и молодежной политики, Департамент социальной защиты населения, все наши подразделения помогают многодетным решать свои проблемы. И коттеджные поселки – элемент многофункциональной, многовекторной работы.
Что удалось и не удалось? Безусловно, удалось реализовать саму идею. Сейчас коттеджи построены во всех округах, кроме ЦАО, там живут 189 семей, имеющих пять и более детей. Это реальная поддержка многодетных очередников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И в то же время мы увидели, что система малоэтажного жилья не очень приспособлена к городу. Строить коттеджи в Москве – не самое экономичное, что можно делать. Проект получился неоправданно дорогим. Возникли проблемы с безопасностью, дома пришлось огораживать, вводить систему охраны. К тому же, некоторые поселки находятся на окраинах, поэтому пришлось заняться транспортом, доставкой детей в школы и садики. Конечно, все эти вопросы мы решаем и будем решать. Тем не менее, говорить о том, что массированно будем продвигать программу дальше именно в этом виде, я не стала бы.
Думаю, что постепенно перейдем к другой системе работы с многодетными семьями, состоящими на жилищном учете. Уже в 2012–2013 годах у них появится возможность получить квартиру по договору безвозмездного пользования на верхних этажах обычного дома. Просто планировка таких квартир будет учитывать потребности многодетных в больших комнатах, холлах, просторной кухне. Причем речь идет не о механическом объединении нескольких типовых квартир, как это делалось раньше. Будет разрабатываться отдельный проект на два–три этажа.
Мы ставим задачу, чтобы все многодетные семьи, имеющие пять и даже четырех детей, смогли в ближайшие годы получить жилье в безвозмездное пользование до подхода их очереди.
Город поддержит…
– Строится ли в городе специализированное жилье для инвалидов? Как вы относитесь к инициативе освобождения жилых помещений на первых этажах домов в районах массовой застройки? В свое время эти помещения были заняты коммерсантами, их можно было бы переоборудовать и передать инвалидам, в первую очередь колясочникам.
– По району Митино не так давно было принято постановление правительства Москвы по освобождению жилых помещений и их переоборудованию под нужды инвалидов. Хорошее начинание, и оно получило поддержку. Будем дальше его разворачивать, это уже будет элемент системной работы в рамках капитального ремонта городского жилищного фонда.
Продолжается строительство специализированного жилья для инвалидов-колясочников. Такие квартиры размещаются на первых этажах новых домов. Там возможен отдельный вход, обязательны широкие дверные проемы, подъемники в подъезде на уровень цокольного этажа, приспособленные санузлы. Это одно из основных направлений программы обеспечения доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями.
– В конце апреля московское правительство приняло постановление по служебному жилью. Теперь его можно оформить по договору социального найма. Смогут ли это сделать медицинские работники, учителя и другие бюджетники? Если да – на каких условиях?
– Это решение распространяется и на бюджетников, которым было предоставлено служебное жилье, отработавшим в городских бюджетных организациях более 10 лет. Однако постановление правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 158-ПП не предусматривает безусловного закрепления жилого помещения по договору социального найма. Такую возможность имеют те, кто занимает квартиру в пределах нормы, определенной законом. Когда два человека проживают в трехкомнатной квартире, к сожалению, именно это жилье закрепить по соцнайму они не смогут. Им предложат из городского фонда другое жилье, соответствующее нормам для данной семьи. Возможно, не все жители к такому переезду готовы. Тогда для них есть еще один вариант – выкупить квартиру по льготной цене. В любом случае без государственной поддержки, а тем более на улице, наши бюджетники не останутся.