Главный итог: очередь сократилась
Московское правительство на заседании во вторник рассматривало итоги реализации городских жилищных программ в 2006 году и изучало перспективы следующих двух лет. С докладом выступил руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Петр Сапрыкин. Публикуем основные тезисы этого доклада.
1. Минус 57 тысяч человек
Уже второй год Москва решает задачи приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». За истекший год правительство города утвердило две среднесрочные программы, рассчитанные на период до 2010 года: программу жилищного строительства и программу «Москвичам – доступное жилье». Первая из них стала ресурсной частью жилищных программ: улучшения жилищных условий очередников, молодых семей, переселения жителей из сносимых домов и социальной ипотеки.
В целом о результатах городской жилищной политики судят по реальному уменьшению очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За последние два года удалось сократить очередь на 8%. А это 15,5 тысячи семей, или более чем 57 тысяч человек.
Стоит отметить хорошую работу управлений жилищной политики Северного, Восточного, Юго-Восточного и особенно Западного округов, где постоянно растет объем строительства социального жилья. Причем Западный округ, в котором несколько лет назад ситуация была, прямо скажем, нерадостная, сегодня строит на своей территории почти 25% общегородского объема квартир для переселения жителей пятиэтажек.
Были и проблемы, которые не удалось решить. Например, около 500 тысяч квадратных метров, сданных в конце прошлого года, до сих пор не переданы под заселение. Среди причин – возросшие сложности с подключением новостроек к инженерным сетям. Особенно тяжелая ситуация сложилась там, где город получил по обмену квартиры от инвесторов (ДСК-1, ПИК, «Русский монолит») на территории ближнего Подмосковья. Все это сказалось на темпах реализации городских жилищных программ, особенно социальной ипотеки и «Молодой семье – доступное жилье».
2. Планы на два года
Впервые предлагается рассматривать программу с расчетом не на один, а на два года. Одна из причин перехода на двухлетний цикл – проблема со сроками ввода жилья по городским социальным программам.
Так, в 2006 году было определено задание на строительство домов по городскому заказу за счет бюджета в объеме свыше 1 млн. 300 тысяч кв. метров. Основной объем ввода жилья (61%) традиционно был запланирован на IV квартал.
Ситуация с 2007 годом ничуть не лучше. В соответствии с проектом графика на этот год, подготовленным Департаментом градостроительной политики, объем ввода жилья в IV квартале текущего года также составляет более 60%.
Неравномерный ввод жилья – это объективная реальность, которая требует нестандартных решений. Ведь если жилье вводится в IV квартале, то для заселения оно сдается не ранее апреля следующего года. Положение улучшится при переходе на двухлетний цикл планирования: в этом случае ресурс площади определяется не на один, а сразу на два года.
3. О ресурсах жилья
В текущем и следующем годах ресурсы, выделяемые для городских программ, составят около 4 млн. 800 тысяч кв. метров за два года.
Однако достичь этого результата будет весьма нелегко. Неправильно, что город по конкурсу отдает земельные участки в районах массовой застройки для заключения инвестиционных контрактов, а затем вынужден обменивать у инвесторов-застройщиков построенные там квартиры для городских программ. Стратегией города должно быть полное превалирование задач по развитию строительства жилья по городскому заказу, эту позицию подтвердил мэр Москвы Юрий Лужков.
Это решение поможет решить проблему дефицита площадок для строительства за счет бюджета. Сегодня этот дефицит по 2008 году составляет почти 700 тысяч кв. метров, которые необходимо построить по городским программам.
Еще один ресурс для строительства – участки в ближнем Подмосковье. Город может участвовать в инвестиционных торгах у своих соседей, приобретая права на землю для жилищного строительства за счет городского бюджета, в долевом строительстве вместе с городскими крупнейшими инвесторами-застройщиками. Да и приобретение уже возведенного жилья может оказаться более выгодным и быстрым делом по сравнению с затратными процессами по отселению жителей, сносу домов или выводу промышленных предприятий.
Одним из важных ресурсов станет организация цивилизованного рынка найма, поднайма, обмена и мены жилых помещений, возложенная на ГУП «Центр арендного жилья».
4. Об экономии метров
Следующая группа проблем связана с необходимостью рационального расходования жилищного фонда города.
Речь идет о сокращении расхода площади на каждого очередника, в идеале – до нормы предоставления, установленной законом. А ведь увеличение расхода площади всего на две десятых квадратного метра на квартиру равносильно дополнительному строительству одного жилого дома.
Решение проблемы – в строительстве новых серий домов, соответствующих нормам предоставления площади для семей определенной численности и состава. Такие проекты есть, и необходимо активнее вводить их в горзаказ.
Кроме того, формировать городской заказ по набору квартир необходимо в соответствии с прогнозом обеспечения конкретных семей на двухлетнюю перспективу. Например, уже понятно, что однокомнатные квартиры не пользуются спросом у участников молодежной программы.
5. Как сжать время ожидания
Основные задачи среднесрочной программы «Москвичам – доступное жилье» – сократить к исходу 2010 года в 2 раза максимальное время ожидания очередниками и обеспечить жильем всех очередников, поставленных на учет до 2000 года. Поэтому надо дать возможность приобретать жилье очередникам, поставленным на учет только до 1 января 2000 года, кроме многодетных семей и внеочередников.
Нужно исключить практику предоставления квартир на возмездной основе и с помощью субсидий очередникам, принятым на учет в качестве малоимущих после 1 марта 2005 года.
В последние годы структура спроса на городское жилье, предоставляемое за плату, была смещена в пользу очередников, имевших небольшой срок пребывания на жилищном учете. Это позволяло им в короткие сроки улучшить жилищные условия с использованием ресурсов города. Однако при этом не обеспечиваются квартирами очередники ранних годов постановки на учет.
Для регулирования спроса на возмездное жилье в пользу очередников с большим сроком ожидания и предлагается ввести эти ограничения. Они будут сочетаться с одновременной дифференциацией выкупных цен в зависимости от срока нахождения в очереди.
2006 ГОД В ЦИФРАХ
- 1 млн. 870 тысяч кв. метров направлено на решение общегородских социальных программ. (В 2001 году эта цифра была более чем на полмиллиона кв. метров меньше.)
- 37 тысяч семей улучшили жилищные условия. (С учетом квартир, приобретенных c помощью субсидий, квартир «за выбытием», переселения из ветхих, аварийных домов и пятиэтажек.) Это на 27% больше, чем в 2005 году.
- 17,5 тысячи семей переехали из 287 домов в ходе программы переселения.
- 4 тысячи молодых семей получили квартиру в рамках программы «Молодой семье – доступное жилье».
- В 2 раза выросло общее количество выдаваемых в Москве ипотечных кредитов, достигнув 14 тысяч.
- 2 тысячи семей очередников смогли получить жилье по социальной ипотеке.
- Было оформлено около 140 тысяч договоров приватизации.
ГОД РЕБЕНКА В ЦИФРАХ
- 6768 многодетных семей признаны очередниками.
В 2007 году планируется обеспечить жильем:
- 500 семей, имеющих 3 и 4 детей.
- 203 семьи с 5 и более детьми, поставленные на жилищный учет до 1 марта 2005 года.
- По 1 тысяче квартир ежегодно в 2007 и 2008 годах предназначено для семей с несовершеннолетними детьми-инвалидами.
- 1200 отдельных квартир за 2 года получат дети-сироты – выпускники детских домов и школ-интернатов.
- Кроме того, при заключении договора купли-продажи квартир для семей, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года и имеющих трех и более несовершеннолетних детей, будет списываться выкупная стоимость 30 кв. метров.
- Семьям, уже заключившим договоры купли-продажи с рассрочкой платежа, при рождении или усыновлении ребенка спишут часть долга:
– для первого ребенка – в размере стоимости 10 кв. метров;
– для второго ребенка – 14 кв. метров;
– для третьего и каждого последующего – по 18 кв. метров за ребенка. Возраст родителей предложено не учитывать.
- Более 55% квартир в 2007 и в 2008 гг., направляемых для очередников и жителей переселяемых домов, будет предоставляться семьям с несовершеннолетними детьми.