Квартиры пустуют, а очередь ждет
Депутаты Мосгордумы предложили Госдуме рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».Сколько сегодня в Москве квартир пустует после смерти хозяев, у которых нет наследников? По официальным сведениям, их не менее тысячи, по предположениям – значительно больше. Их собственник – Российская Федерация. В то же время москвичи десятилетиями томятся в жилищной очереди.
Абсурдная ситуация сложилась несколько лет назад, после вступления в силу части 3 Гражданского кодекса РФ. До этого жилые помещения, на которые не заявляли свои права наследники, переходили в ведение города и их тут же занимали очередники. Кому потребовалось ломать разумную схему – история умалчивает.
Статья 1151 определяет, что выморочное имущество (имущество умершего считается выморочным, если нет наследников) должно переходить в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. А порядок передачи этого имущества в собственность субъектов РФ, то есть городам Москве и Санкт-Петербургу, должен определяться федеральным законом. Но такого закона как не было, так до сегодняшнего дня и нет.
Квартир, перешедших в собственность РФ, все больше, и траты на их содержание все увеличиваются. Московский бюджет теряет миллионы рублей, компенсируя расходы эксплуатирующим организациям. Получается, что оплачивать эти жилые помещения город может, а распорядиться ими – нет. Собственник же не только не реализует квартиры, но даже не ведет их учет.
Между тем, до 2004 года город давал квартиры, построенные на деньги из своего бюджета, военнослужащим, уволенным в запас, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитированным. Хотя они должны обеспечиваться жильем на средства федерального бюджета. И если о чернобыльцах федеральная власть слегка позаботилась, выделив незначительные средства (так, в 2004 году из 2 900 кв. метров жилья, которое получили чернобыльцы, из федерального бюджета получены деньги на 52 кв. метра), то на улучшение жилищных условий реабилитированным не дали ни копейки.
Как сообщил первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Эдуард Якушенко, задолженность федерального бюджета к началу 2006 года по этим расходам составила около 400 млн. рублей. Заселив выморочные квартиры, этот долг можно было бы частично погасить. Но квартиры стоят пустые, в некоторых случаях их самовольно занимают соседи, расторопные граждане, бомжи.
В проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагается выморочную жилую площадь передавать в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, и субъектам РФ, городам Москве и Санкт-Петербургу.
Законодательная инициатива утверждена постановлением Мосгордумы.
Анастасия Строгонова