«Окно» одно, а справок много
Когда на руках полный набор документов, устанавливающих ваши права на квартиру, живется спокойнее. Бывает, член ЖСК выплатил пай – казалось бы, все, квартира – твоя, а свидетельство на собственность не оформлено. Бывает, человек приватизировал квартиру, но дело до конца не довел. Исчерпывающую информацию о зарегистрированных правах на объекты жилищного фонда теперь можно получить в службе «одного окна» Департамента жилищной политики и жилищного фонда города – в каждом столичном округе открылись приемные.
Занимается службой «одного окна» созданное в феврале нынешнего года Управление реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере департамента. Звучит скучновато, но на деле работает, реально облегчая простым москвичам жизнь.
Как объяснил начальник Управления Александр Павлов, в режиме «одного окна» жителям предоставляется информация о зарегистрированных до и после 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда и сделках с ними.
Чтобы получить документы, надо подать заявление в приемные департамента. Возглавляют их сотрудники Управления реестра ДЖП и ЖФ, и по решению правительства Москвы (распоряжение от 29 декабря 2004 г. № 2631-РП) помогают в электронном обмене информацией и приеме населения сотрудники Открытого акционерного общества «Мосжилрегистрация» (АО МЖР).
Именно туда, в Центр подготовки информации об объектах недвижимости АО МЖР идут электронные запросы, сформированные по заявлениям москвичей или организаций, подписанные электронной цифровой подписью. Все сотрудники Управления реестра имеют такое право. В Центре, уже на основании базы данных с обращением в архив правоустанавливающих документов департамента, готовят проекты справок о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда и оформляют необходимые документы для получения сведений о зарегистрированных после 31 января 1998 года правах на жилые помещения в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Москве (ГУ ФРС).
Проекты справок в электронном виде, подписанные электронной цифровой подписью, и выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) направляются в приемные департамента и выдаются заявителям в течение 15 рабочих дней.
Что за справки о правах
Виды выдаваемой информации о зарегистрированных до 31.01.1998 года правах на жилые помещения:
– справка о зарегистрированных правах на объект жилищного фонда;
– расширенная справка о зарегистрированных правах на объект жилищного фонда;
– справка о правах отдельного лица на объекты жилищного фонда;
– справка об участии до 31.01.1998 г. физического лица в приватизации жилья;
– справка о переходе прав на объект жилищного фонда;
– справка о лицах, запросивших информацию об объектах жилищного фонда;
– архивная копия правоустанавливающего документа;
– дубликат правоустанавливающего документа.
Справка о зарегистрированных по состоянию на 31.01.1998 г. правах на объект жилищного фонда содержит:
– сведения об объекте жилищного фонда (адрес объекта, его общую и жилую площадь, а также кадастровый номер);
– сведения о правообладателе (фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица);
– вид зарегистрированного права;
– сведения об ограничениях (обременениях).
Такая справка выдается любому лицу, запросившему сведения о жилом объекте.
Расширенная справка о зарегистрированных по состоянию на 31.01.1998 г. правах на объект жилищного фонда включает ту же информацию, что и предыдущая, и дополнительно – сведения о реквизитах правоустанавливающих документов, дате и номере государственной регистрации прав.
Расширенная справка выдается только правообладателям, их доверенным лицам, наследникам правообладателей и органам государственной власти.
Справка о правах отдельного лица на объекты жилищного фонда по состоянию на 31.01.1998 г. содержит почти те же сведения, что и расширенная, но она построена не по объекту права, а по его субъекту.
Например, в случае, если у Иванова Ивана Ивановича до января 1998 года были в собственности 2 квартиры, то справка будет содержать сведения о двух квартирах: адресе каждой квартиры, ее жилой и общей площади, кадастровом номере; о том, что данная квартира находится в собственности; каким органом, когда и за каким номером была проведена государственная регистрация. В справке указываются также сведения об ограничениях (обременениях).
Справка о переходе прав на объект жилищного фонда содержит:
– сведения об объекте жилищного фонда;
– сведения о правообладателях;
– вид зарегистрированного права;
– дату и номер государственной регистрации права.
Архив – дело не тонкое
С 1992 по 1998 годы регистрацию прав собственности на жилые помещения проводил Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. За этот период сформирован архив, где хранятся примерно 2 млн. документов – около 27 000 000 страниц. Он используется не только для изготовления копий, дубликатов, справок, но и для корректировки данных в информационной системе по правам собственности на жилые помещения до 1998 года.
Часть документов находится в плохом состоянии. И неудивительно – некоторые из них датированы 1925 (!) годом. Очевидно, что надо переводить бумажный архив на электронные носители, чем сейчас и занимаются сотрудники управления. Важно не упустить время. Тогда и архив будет вечным, и документы можно будет получить в течение одного–двух дней.
Работа построена по территориальному принципу.
Чтобы получить сведения о жилом объекте, архивные копии правоустанавливающих документов, необходимо подать заявление в приемную департамента того административного округа, в котором находится жилой объект.
Чтобы получить сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него жилые объекты, заявление следует подать в приемную по месту жительства заявителя.
Заявления на оформление дубликатов правоустанавливающих документов принимаются только по одному адресу: ул. Лобачевского, 66а.
Выписки и справки из ЕГРП
Виды выдаваемых в приемных департамента выписок и справок из ЕГРП:
– выписка из ЕГРП о правах на объект жилищного фонда;
– выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты жилищного фонда;
– выписка из ЕГРП о переходе прав на объект жилищного фонда;
– справка о содержании правоустанавливающих документов на объект жилищного фонда.
Сведения, приводимые в указанных выписках и справках, определены приказом Минюста РФ от 18 сентября 2003 года № 226 и распоряжением департамента от 22 апреля 2005 года № 160.
Содержание выписок из ЕГРП, которые выдаются ГУ ФРС в целом соответствует содержанию справок департамента, за исключением справки об участии в приватизации и справки о содержании правоустанавливающих документов.
Справку об участии в приватизации выдает только департамент. ГУ ФРС такой справки не выдает, так как это не предусмотрено федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Справка о содержании правоустанавливающих документов готовится только ГУ ФРС. Она включает:
– сведения об объекте недвижимости;
– информацию о правообладателях;
– вид зарегистрированного права;
– дату и номер государственной регистрации права;
– краткое содержание документов.
Вместо справки в департаменте выдается архивная копия или дубликат документа, зарегистрированного до 31 января 1998 года.
Для чего вам это нужно
Вам требуются сведения о единственном жилье – обратитесь в службу «одного окна» с заявлениями о выдаче справки о зарегистрированных до 31.01.1998 г. правах отдельного лица на объекты жилищного фонда и выписки из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты жилищного фонда.
Вы хотите купить квартиру, но не знаете, что за квартиру вам продают, – получите информацию в службе «одного окна» на основании справки о зарегистрированных до 31.01.1998 г. правах на объект жилищного фонда и выписки из ЕГРП о правах на объект жилищного фонда.
От вас требуют подтверждение вашего права собственности на квартиру – получите расширенную справку и выписку из ЕГРП о правах на объект жилищного фонда.
Если этого недостаточно, запросите архивную копию или справку о содержании правоустанавливающего документа на объект жилищного фонда.