«Приватизированные» жители взывают к государству
В странах Западной Европы проводятся многочисленные акции протеста под лозунгом «Прекратить приватизацию!», «Руки прочь от наших домов!». Чтобы понять, чего же хотят демонстранты, надо знать, что приватизация на Западе означает совсем не то, что в России. Если у нас это бесплатная передача квартир и комнат в собственность тем, кто в них проживает, то в развитых странах жилье можно выкупить у государства только за деньги, причем, немалые.
Такие возможности есть лишь у небольшого числа жителей, зато их имеют крупные компании и банки, которым выгодно вложить свободные средства туда, где они дадут наибольшую отдачу.
Сегодня на Западе самая выгодная сфера вложения денег – недвижимость, прежде всего, – жилищная недвижимость. Поэтому получают все большее распространение сделки по продаже многоквартирных домов прямо с нанимателями – их продает местная администрация, испытывающая серьезные финансовые затруднения.
Жители, оказавшиеся нанимателями в домах, принадлежащих теперь частным структурам, естественно не ждут для себя ничего хорошего. Уже известны случаи, когда новые собственники реконструировали здание, после чего «квартплата» оказывалась неподъемной для бывших жильцов.
Этим проблемам, связанным с активизацией приватизации многоквартирных домов в развитых странах, была посвящена международная конференция, состоявшаяся в конце прошлого года в Германии. В ней приняли участие представители негосударственных жилищных объединений Австрии, Германии, Великобритании, США и России.
Дискуссии на конференции были достаточно жаркими. Однако все пришли к единодушному выводу – развитие рынка в жилищной сфере ведет к тому, что население становится менее социально защищено. Поэтому этот рынок требует государственного регулирования.
Надо сказать, что обсуждаемые на Западе вопросы, волнующие жителей многоквартирных домов, не так уж далеки от российской действительности. Для сравнения возьмем Германию и Россию. До приватизации жильем в обеих странах управляла администрация городов. После приватизации этим занялись частные фирмы в Германии, а в России, в одних случаях, – частная фирма, в других, – государственное предприятие в лице ДЕЗа. При этом в Германии это новый собственник жилья, а в России лишь управляющий (частный или ДЕЗ).
Очевидно, что для жителей многоквартирных домов в обеих странах, ранее решавших вопросы по обслуживанию домов с государством, общение с частными фирмами вызывает много беспокойства. Причем, правовой статус жителя многоквартирного дома – собственник он или наниматель – не так существенен, важно, какими правами он будет обладать. А вот на этот вопрос как раз и не дан окончательный ответ ни в России, ни в Германии, ни в других развитых странах.