11:58:25
22 ноября 2024 г.

Ностальгия по коммуналке, которой давно пора остаться лишь воспоминанием

Многонаселенная малогабаритная квартира, даже если у ее хозяев разделены лицевые счета, это совсем не то, что настоящая классическая коммуналка с длиннющим коридором и черным ходом – «для прислуги».Угол Бронной и Тверского
Вспомните: висящие на стенах металлические детские ванночки и велосипеды, гремящие при каждом неосторожном движении. Очередь в ванную с живописно отвалившимся кафелем. Четырехметровые потолки. Вечные загадки, кто же не погасил в коридоре свет и чья очередь убирать квартиру.
Иду по бульвару мимо такого знакомого дома. Вот он, угол Тверского и Малой Бронной. Теперь во двор-колодец уже не войдешь, не заглянешь – его отделяют от улицы глухие металлические ворота. Сейчас здесь подсобные помещения Театра на Малой Бронной, а раньше была наша коммуналка, расположенная в так аристократически звучащем «бель-этаже». Небольшая по тем временам, всего четырнадцать семей. Картинками остались отрывочные детские воспоминания. Черная, с короткой стрижкой режиссер-документалист Лидия Ильинична, у которой в комнате стоял пузатый антикварный комод с фарфоровыми собачками и ее тихая домработница Леля. Почти глухой военный в отставке, отдающий громовые команды своим многочисленным детям, Иван Алексаныч, его жена – хохотушка Нэлка. Полусумасшедшая поэтесса, игравшая с моим отцом в шахматы, круглолицая дворничиха Надя… Потом разнесло кого куда. Сначала перезванивались. Позже – закрутила новая жизнь.

Центр – территория контрастов
Ретро-коммуналки воспеты в «Покровских воротах» Михаила Козакова и в гравюрах художника Алексея Орловского. Ностальгировать по ним хорошо, а вот жить в них… Больше других это знакомо жителям центра, где в старых, таких московских, приятных глазу домах вовсю свирепствуют контрасты: квартиры без горячей воды и ванн, а рядом – отделанные «по-европейски» хоромы. Но прогресс в этой области, несомненно, наметился. Сейчас в ЦАО только 8 процентов москвичей живет в коммуналках, всего это 17 тыс. коммунальных квартир. В то время как в 1995 году эта цифра составляла 18 процентов, или 38 тыс. таких квартир.
В 2003 году в округе завершили первый этап коммунального расселения, который длился целых пять лет. В первую очередь отдельными квартирами обзавелись так называемые «долгожители» и коренные москвичи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В прошлом году расселили еще 638 таких семей.

Возможны варианты
Но классические коммуналки еще живы. В Центральном округе они, как правило, расположены на Арбате, Пресне. А двух-, трехкомнатные – это уже Таганка… Способы их расселения бывают разнообразными. Скажем, две семьи проживают в большой квартире и, естественно, хотят разъехаться. Риэлторы подбирают им варианты, а их площадь предлагают, к примеру, «новым русским» – богатым людям. Приватизация комнат и квартир тоже помогает решению жилищных вопросов, считает начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЦАО Михаил Недайводов. Особенно в Центральном округе. Здесь жилье пользуется спросом.
Возможность для маневра дает, в частности, площадь за выездом – новых домов в центре на всех желающих не покидать родные края, пока не хватает. Право на первоочередное получение отдельной площади, естественно, имеют очередники приоритетных категорий. Если квартира небольшая, 2-3-комнатная, дело решается проще: одна семья получает новую площадь, другая остается полноценным владельцем (или нанимателем) бывшей коммуналки. Выкуп жильцами свободных комнат принес в прошлом году в бюджет города около 70 миллионов рублей.

Воссоединение на Арбате
Такое, правда, реже, но случается и с большими квартирами. Недавно на заседании окружной комиссии в управлении решалась судьба 9-комнатной квартиры в Коковинском переулке. Почти всех уже расселили. Осталась семья коренных москвичей, состоящая из нескольких поколений. У детей уже растут свои дети. По закону, как имеющим льготы, им положено еще несколько комнат. Оставшиеся три они хотят выкупить и съехаться в своем «родовом гнезде» всей большой семьей.
– Почему бы нет? – считает Михаил Недайводов. – Это же здорово! Большая московская семья, живущая в центре столицы в хорошей, просторной квартире. Мы такие варианты приветствуем.
Действительно, что может быть лучше, чем, дав людям возможность жить в нормальных условиях современного комфорта, сохранить такой особый, московский, гостеприимно-семейный дух?

Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс
Почти нереально прожить всю жизнь на одном месте. Но вот они – старые дома в районе Чистых Прудов, Фрунзенских набережных, Арбата, Пресни. Эти стены помнят прабабушек-революционерок, дедов-фронтовиков, патефоны с «Рио-Ритой» и вечные во все времена посиделки на кухнях. Новые жильцы появляются после реконструкции зданий, а костяк старый, много известных артистов, ученых, писателей, просто обычных, по своему замечательных жителей нашего города. Несмотря на то, что площадь в центре весьма востребована различными фирмами и структурами и уходит «влет», жилой дух таких разных и таких узнаваемых районов должен сохраниться. Ведь слова «Замоскворечье», «Таганка», «Арбат», «Басманная» и «Тверская» звучат для нашего уха ничуть не менее патриотично, чем Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс для господина Д’Артаньяна.

Мария Анисимова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация