Разруха как стимулятор идей
«Префект – это, как известно, чиновник. Но, поверьте, мне как человеку всегда больно, когда на встречах с жителями слышу вопрос и одновременно упрек: «Меня переселяют очень далеко».Такое признание сделал префект ВАО Борис Ульянов в разговоре о жилищной политике, проводимой в Восточном округе. Да, сегодня только в единичных случаях человеку или семье находят взамен квартиру в пределах округа, но, в основном, жителям сносимых пятиэтажек предлагают новое жилье в районах массовой застройки – совсем в других районах Москвы. Не все на это соглашаются – возникают конфликты, где третьей стороной выступает суд. Но, по мнению Бориса Васильевича, эта коллизия может быть решена в пользу жителей округа – нужно только изменить «тактику» сноса старого жилья и строительства нового.
Собственно, решение, как это часто бывает, подсказала сама жизнь. Надо заметить: в структуре жилищного фонда ВАО ветхий фонд имеет внушительную долю – в округе треть ведомственного фонда Москвы: 1200 зданий! – в этом «наследстве» общежития коридорного типа и ведомственные дома, которые в последние 10 лет не знали ремонта. Многие дома настолько ветхие, что за последнее время случилось пять обрушений, правда, обошлось без жертв: в доме на 5-ой Соколиной горе рухнула торцевая стена – в доме, по проекту, не была предусмотрена ванная и люди – голь на выдумки хитра – сооружали себе закутки, в которых устраивали душ; но, как известно, капля точит камень – так было и здесь: сгнившая стена рухнула. Затем подобное случилось на Ивантеевской, на 3-й Владимирской…
Ситуация заставила искать выход. И вот тогда решили за счет своего фонда финансовых ресурсов, не привлекая бюджетных денег, реконструировать свободный от жильцов дом. Выбор пал на общежитие.
Реконструкцию делали с учетом самых современных требований – в результате коммерческая цена дома превзошла все ожидания. Впрочем, простейший анализ показал: на цену повлияла инфраструктура – обжитая территория, хорошее место. Дом был продан. Часть денег пустили на реконструкцию следующего подобного дома, а часть – на покупку квартир для жильцов отселяемого дома. Правда, эта «тактика» не коснулась пятиэтажек.
До прошлого года новация работала без проблем. Но вот, с введением Налогового кодекса и расчетных кассовых центров дело застопорилось. Возникла новая коллизия: от руководства ВАО потребовали, чтобы деньги, полученные от продаж квартир, округ направлял в бюджет города. «Пришлось разбираться в юридических тонкостях, – вспоминает префект. – У нас существует фонд развития территории, он бюджетный. К тому же мы ссылались на закон Москвы, где записано, что в фонд социального развития территории идут средства от продажи квартир, инвестированных из этого же фонда. Пришлось год потратить, чтобы решить «проблему», хотя возникла она на пустом месте – все дело было в толковании закона. Мы правы со всех сторон: деньги тратим только на те цели, которые предписаны программой; все операции прозрачны – деньги проходят через РКЦ; мы наняли риэлторскую фирму. Реальная и достойная программа. И, что самое главное, по-другому мы просто не можем: у нас быстрее будет рушиться, чем мы будем строить»…
И вот еще чем озабочен префект Борис Ульянов: в проводимой в округе жилищной политике все большее место занимает психологическая составляющая: и дело не столько в том, что людям не хочется покидать насиженное место, – проблема глубже. Во-первых, для многих место жительства тесно связано с местом работы: для переселенцев, особенно зрелого возраста, переезд в другой район Москвы – это еще и поиск нового места работы.
Есть еще одна причина, заставляющая человека держаться за «малую родину»: люди – особенно это касается тех, кто живет в «хрущобах», – видят, как с каждым днем жилые дома становятся комфортнее, как «типовые серии» все больше вытесняются домами «индивидуальной планировки» – это подогревает надежды, порождает иллюзии.
«Нам предстоит следить за тем, чтобы не было резких контрастов, – говорит Борис Ульянов. – Во-первых, мы ушли от того, чтобы в одном доме были бесплатные квартиры и коммерческие. Завидовать тем, кто живет в очень престижном доме, не следует: там соответствующая плата за обслуживание, и не всякий, кто получил там бесплатную квартиру, может выдержать это бремя. Как правило, там создаются ТСЖ, и его члены оплачивают услуги на 100%. Жизнь показала: те, кто получил в таком доме бесплатное жилье, чувствуют себя изгоями. Поэтому мы пришли к идеальному для нас варианту: когда строится коммерческий дом, то наша доля определяется в деньгах. А на эту сумму мы строим муниципальное жилье».
Префект уверен: не далее, как с 2004 года ВАО, перейдя на реконструкцию пятиэтажного фонда за счет бюджета, больше будет строить в пределах округа. Поэтому у переселенцев появится больше шансов попасть в другой район, но – в пределах округа. «Будем строить и коммерческое жилье, и муниципальное, – говорит Борис Ульянов, – но и упор будет на капитальный ремонт тех домов, которые еще могут послужить людям не один десяток лет».