Застраховав дом, защитишь и квартиру
Прежде чем окунуться в уют квартиры, мы порой попадаем в обшарпанный подъезд. Или, чертыхаясь по поводу неработающего лифта, штурмуем лестницу с изрисованными стенами и отключенными батареями. Попав же в тепло, стараемся забыть этот кошмар – пусть о борьбе с ним думают другие. А кто, собственно?
Наверное, все же именно мы и должны думать – имущество-то общее. Его страхование как раз и предусматривает программа правительства Москвы. Но вот распространяется эта услуга еще слабо: пока заключено чуть более шести десятков договоров.
«КР» обратился к начальнику отдела организационно-методического обеспечения Городского центра жилищного страхования Алексею Багдасарову с просьбой рассказать обо всех выгодах нового вида защиты имущества. Вот что он сообщил.
Добавили смерч и шквал
Напомню риски, которые легли в основу страхования квартир: пожары, последствия от их тушения (от воды, которой заливают огонь, бывают даже большие беды, чем от огня), взрывы бытового газа, аварии инженерных систем – водопровода, канализации, отопления, внутренних водостоков. Потом добавили еще один: повреждения из-за сильного ветра (свыше 20 м/сек), урагана, смерча, шквала и сопровождающих эти явления осадков.
Так вот, у жилого здания, как у первой линии обороны от всяких неблагоприятных явлений и событий, больше «врагов», чем у отдельно взятой квартиры. К тем, что названы, добавляется риск повреждения общего имущества из-за противоправных действий третьих лиц (включая хулиганство и вандализм). Да и «крепость» эта куда сложнее обычной типовой квартиры. К тому же авария, которая может произойти на крыше, распределительном щите или на лестничной клетке, угрожает всем квартирам.
Страхование общего имущества дома позволяет возместить в дальнейшем ущерб от стихийных бедствий. Здесь берутся во внимание все «сюрпризы» (кроме разве что землетрясений, которые нам вряд ли может преподнести умеренный климат Москвы). Речь идет, к примеру, о повреждениях крыши от шквального ветра с дождем, когда срываются листы кровли, вследствие чего вода заливает чердаки, лестницы. О стеклах, которые выбиты при сильном ветре градом или ветками, сорванными с деревьев.
Еще одно «не вполне стихийное» бедствие, включенное в страховой полис, – вандализм. Сожженные или ободранные лифтовые кабины, изуродованные стены на лестничных клетках и прочие повреждения, которые наносят дому юные (а иногда и вполне великовозрастные) балбесы.
Плюс к этому – воровство. Крадут все: элементы пожаротушения, рамы, электросчетчики, арматуру инженерных систем, входные металлические двери (на дачу!). И здесь тоже поможет страховка: жильцам не придется скрести по сусекам – возмещение затрат на ремонт выплатят совместно страховая компания и город.
Общее имущество, как известно, может пострадать и в результате элементарной халатности обитателей дома, когда от брошенного окурка загорается мусоропровод и мусорная камера. Либо от спички, попавшей на нижний балкон.
Причин повреждения имущества масса, но результат один – печальная необходимость нести траты на восстановление. Согласно российским кодексам – Гражданскому и Жилищному – бремя ответственности за случайную гибель или повреждение собственности (в том числе общего имущества) несут сами собственники. В некоторых случаях город приходит на помощь. Но сколько это будет продолжаться? Все идет к тому, что новые нормативные документы, в конце концов, заработают, и на бюджет тогда рассчитывать не придется – все расходы лягут на жильцов. А значит, самое время защитить свое имущество, и единственно надежный путь к этому – застраховать его.
А может быть, страхи преувеличены? Нисколько!
Вот пример типичной аварии: в одном ТСЖ из-за неисправности канализации в квартире вода из сифона растеклась по лестничной площадке, повредив потолки и стены лестничного пролета этажом ниже. А лестница – общее имущество. Ремонт вроде бы должна сделать организация, обслуживающая по договору дом. Но в какие сроки? А главное – на чьи деньги?
Ответ жильцы искали у городских служб и слышали одно: нет денег!
Не будем называть товарищество, чтобы лишний раз не расстраивать людей. Скажем лишь, что дело произошло в Северо-Восточном округе, а дом, о котором идет речь, вошел в эксперимент по страхованию общего имущества. Но в ТСЖ не стали спешить с заключением договора… Сделали это буквально через несколько дней после аварии. Увы и ах – поздно. Пришлось восстанавливать за свои деньги.
А вот случаи, когда страховка помогла.
В том же столичном округе, в доме ТСЖ хулиганы сорвали пожарный гидрант. Пострадали лифтовые холлы, лестницы, электрооборудование, в том числе – в лифтовых кабинах. Выплата по полису составила 148 тысяч рублей, из которых 59 тысяч – помощь города.
Другой пример. Веселящаяся молодежь на майские праздники «порезвилась» в двух подъездах дома ЖСК в Западном округе. Страховая компания и Городской центр выплатили 65 и 48 тысяч соответственно.
Не так давно в ТСЖ «Исток» (Марьинский парк) загорелся лифт. Как выяснилось, это был поджог. Но здесь, к счастью, имелась страховка. Товариществу выплатили ни много ни мало 580 тысяч, и «Мослифт» за эти деньги восстановил подъемник.
К слову сказать, среди страховых случаев больше всего именно повреждений лифтов. Чего только с ними не делают!
Цена вопроса
Вот объекты в многоквартирном доме, которые подлежат страхованию: нежилые помещения и элементы конструкции строения (подъезды, подвалы, чердаки, лестничные марши, крыши), лифты, внеквартирное инженерное оборудование (электрощитовые, трубопроводы, кабели и тому подобное).
Все общее имущество разделено на три категории: конструктивные элементы, инженерные системы, лифтовое хозяйство. По первой – тариф установлен из расчета 0,1 процента, то есть 10 копеек со 100 рублей стоимости общего имущества. По второй категории – 0,2 процента, по третьей (для лифтов) – 0,3.
Заметим, что эти тарифы – минимально возможные, но они обеспечивают гарантированный объем средств, необходимых для восстановительных работ. Компании, которые работают на «свободном» рынке и преследуют, главным образом, коммерческие интересы, устанавливают тарифы на порядок выше.
Можно застраховать все имущество, а можно остановиться на одной из категорий. Так вот, если собственники выберут первый вариант, то каждой квартире придется платить в зависимости от стоимости дома и площади квартиры от 25 до 70 рублей в месяц. Иными словами, стоимость двух-трех поездок на маршрутке или автобусе. В данном случае, кажется, не имеет смысла задавать вопрос: по силам ли это москвичам? Скорее, надо спросить о другом: почему такая маленькая сумма?
Да потому, что в жилищном страховании система льготная – 40 процентов ответственности берет на себя город. Иными словами, компенсирует в этой пропорции часть понесенных страхователем убытков из бюджета.
Конечно, страховку оплачивают не отдельные жители, а ЖСК или ТСЖ (если говорить о домах, где существует самоуправление). Так вот, стоимость страховки на дом составит от 13 до 50 тыс. рублей в год. Тоже не так много. Но и эти средства далеко не обязательно должны платить жильцы. Ведь у некоторых кооперативов и товариществ есть дополнительные источники дохода. И если раньше такие средства направлялись исключительно на эксплуатационные цели, то сейчас могут расходоваться еще и на страхование. При этом страховую премию не обязательно вносить сразу – можно в рассрочку, по месяцам. И этот фактор также позволяет назвать городскую систему льготной.
Товарищества и кооперативы – это, по сути, полигоны для отработки новой услуги, которая должна стать массовой, распространившись на весь жилищный фонд города. Ведь собственники есть в каждом доме, причем их большинство.
Почти премия
Недавно мы выпустили массовым тиражом брошюру «Страхование объектов общего имущества в многоквартирных домах», которую будем распространять среди жителей. Своего рода ликбез.
Кроме того, центр выступил с таким предложением: тем ЖСК, а также ТСЖ, где собственники заключили больше всего договоров страхования квартир и застраховали общее имущество, должны в первую очередь перечисляться средства из фонда резерва предупредительных мероприятий. Эти средства, напомню, могут расходоваться на монтаж пожарных гидрантов, систем дымоудаления, на противопожарную обработку деревянных конструкций и т.д. Но на это нужно согласие префектур – ведь деньги из фонда выделяются по их заявкам. Уже получено согласие в Юго-Западном округе. Здесь, к слову, заключено наибольшее число договоров на страхование общего имущества – 12.
Записал Игорь Громов