Альтруизм – это когда очень дорого
В 2000-х миллионы россиян стали свидетелями появления ипотечного кредитования многоэтажных жилых комплексов и сотен новостроек, поражающих воображение. Хотя большинство из них были построены по весьма поверхностно модернизированным советским проектам. Социально же ответственный бизнес, а вернее девелопмент, начал развиваться в России только сегодня, когда строительная отрасль еще не преодолела всех последствий финансового кризиса 2008 года.
Две концепции
Что же такое социально ответственный бизнес? Специалисты выделяют две основные его концепции: это теория корпоративного альтруизма (крупнейшие корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни общества, не преследуя корыстные цели) и теория разумного эгоизма (социальная ответственность бизнеса – это бизнес выгодный в долгосрочной перспективе). Другими словами, выделяя деньги на социально ответственные программы, компания неизбежно сокращает прибыль, но в долгосрочной перспективе у нее создается благоприятная репутация, которая способна не только увеличить прибыль, но и не позволить конкурентам создать себе подобную репутацию за считанные месяцы.
Не ради пиара
Как отмечает Александр Пыпин, руководитель аналитического центра «ГдеЭтотДом.РУ»: «Быть социально ответственным девелопером в России – значит выполнять свои обязательства перед покупателями жилья, соблюдать экологические и строительные нормы, платить налоги и работать по закону и только уже в последнюю очередь – заниматься благотворительностью, совместно с властями воплощать в жизнь социальные проекты. Довольно странно выглядит компания, задерживающая ввод в строй объекта на месяцы, лишая тем самым нового жилья множество семей, при этом заявляя о своей социальной ответственности. К сожалению, у многих российских компаний пирамида ответственности перевернута с ног на голову. Под соусом социальной ответственности выдаются мероприятия, которые девелопер обязан делать по закону – например, компенсационное озеленение или пандусы для инвалидов. Социальное ответственное мероприятие – это не то, что должно и сделал, а то что не должно, но сделал. Социальная ответственность – это когда компания кому-то помогает, потому что возникло искреннее желание, есть такая потребность, а не потому что хочешь упоминаний о компании в прессе. Если первичная цель – улучшить имидж проекта, повысить продажи, пойти навстречу чиновникам, продать по более высокой цене, то это все относится к сфере маркетинга, PR и GR. Хотя, конечно, девелопера, который выделяет на социальные мероприятия заметные деньги (независимо от мотивов такой деятельности), можно формально назвать социально ответственным и внешне более привлекательным, чем его коллегу».
Всерьез и надолго
Но «в России еще рано говорить о бескорыстной социальной ответственности. Напротив, сегодня социально ответственный бизнес – это в первую очередь прерогатива компаний, делающих бизнес прежде всего с учетом долгосрочной перспективы. Кроме того, социально ориентированный бизнес является одним из показателей инновационности компании, ее готовности работать с учетом мировых стандартов ведения бизнеса».
У каждой компании свои мотивы социальной направленности бизнеса. Кто-то путем грантов на обучающие программы решает вопрос кадрового резерва, кто-то просто себя пиарит, делая себя более узнаваемым в профессиональной среде, а кто-то добивается определенных преференций со стороны государства благодаря званию генерального спонсора. Несмотря на это, каким бы ни был мотив, сам факт увеличения числа социально ответственных девелоперов говорит о новом витке развития строительного бизнеса. По всей видимости, тяжелейший кризис строительной отрасли не только отсеял многих сомнительных игроков, но и дал понять авторитетным участникам рынка, что безупречная репутация – не просто хороший козырь в отношениях с партнерами и покупателями квадратных метров, а что-то гораздо большее.