Шире круг
Недавно президент страны выступил с заявлением о том, что хочет превратить Москву и окружающие территории в новый федеральный округ, при этом расширить границы столицы, переместив за МКАД правительственные учреждения и построив в новых городских границах международный деловой центр, что должно значительно смягчить транспортные проблемы Москвы, дать мощный импульс инвестициям и строительству жилья. Замечательно. Вопрос только в том, как все это будет осуществляться?
Что, где, когда?
В ожидании разъяснений от президента страны (который, похоже, бросив пробный шар, теперь наблюдает за реакцией) эксперты и политики гадают, каким и на какое расстояние будет расширение столичных границ: то ли по всему периметру, то ли появится нарост, выпирающий вглубь области? Будет ли это город-спутник? Если да, то в каком месте? Будут строить новый международный финансовый центр на периферии, а с тем, который все никак не построят в центре Москвы, что делать?
Также пока не ясно, какие госучреждения и ведомства переедут из центра. Сегодня в Москве «прописаны» 18 министерств, более 30 служб и 20 агентств. И это только органы федеральной исполнительной власти. А еще Госдума и Совет Федерации. В целом занимаемые федеральными госучреждениями площади оцениваются в Управделами президента РФ в «миллионы квадратных метров».
Надо сказать, что идея создать город для чиновников не нова. В Москве она обсуждалась еще в 1990-е годы. Тогда архитектурное бюро Михаила Хазанова предлагало вынести госучреждения в Звенигород. Теперь же адреса рассматриваются уже другие. Например, вице-мэр Москвы Андрей Шаронов предположил, что новый правительственный и деловой центр может разместиться рядом с одним из столичных аэропортов. Старшему вице-президенту международной консалтинговой компании компании Knight Frank Андрею Закревскому кажется разумным строительство города-спутника Москвы для чиновников на расстоянии не больше 10 км от МКАД. Того же мнения придерживается заместитель генерального директора по девелопменту ГК «Масштаб» Дмитрий Лосев: «Город-спутник, где планируют разместить государственные госучреждения, целесообразно строить недалеко от развитых транспортных узлов на небольшом удалении от Москвы. Встраивать этот город-спутник в сложившийся пригород тяжело и нецелесообразно – территория должна иметь перспективы развития».
Но ряд экспертов высказывает прямо противоположное мнение, считая, что новый город-спутник следует разместить подальше от Москвы. Найти достаточное количество свободных площадей в области не проблема, но только вряд ли это удастся сделать в радиусе 30-километровой зоны от МКАД. Из возможного списка районов эксперты сразу исключили Одинцовский, Красногорский и Мытищинский районы, а также городской округ Химки – там нет уже свободной земли.
Вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов, явно увлекшись открывающимися перспективами, заглядывает еще дальше. Аргументируя тем, что Московская область имеет те же транспортные проблемы, что и столица, предлагает государственные учреждения выносить за пределы столичного региона: «Возможно, пришло время строить новую столицу. Город с удобным устройством, с представительствами иностранных государств и бизнес-сообществ. Вашингтон – столица, а Нью-Йорк – знаковый город. Москва тоже останется знаковым городом», – рассуждает он, забыв, видно, о том, что ни о какой новой столице речи не идет.
А вообще глубину проникновения Москвы в область называют разную. По мнению члена Общественной палаты РФ Вячеслава Глазычева, границы Москвы могут быть расширены до 50–60 км от центра и очерчены по второй бетонке. Однако в этом случае «жизнь на периферии Московской области потеряет смысл», а оставшуюся часть Подмосковья придется ликвидировать, распределив ее между соседними регионами, считает Глазычев.
Глава Национального объединения проектировщиков (НОП), первый зампредседателя Москомархитектуры, генеральный директор института «Моспроект-2» Михаил Посохин говорит, что решение столичных проблем должно начинаться за 50–100 км от города. В частности, указал глава Нацобъединения проектировщиков, грузовым фурам необязательно въезжать в столицу – подобные автомобили можно оставлять в пунктах приема в 60–100 км от границ Москвы, а уже потом мелким транспортом развозить привезенные ими товары. «Мы видим, что взаимное проникновение экономик и инфраструктуры Москвы и Подмосковья колоссальное, и оно должно усиливаться. С точки зрения практической жизни, объединение должно быть, должен быть единый мегаполис и образование. Я думаю, это правильное направление», – резюмирует М. Посохин.
Слово не воробей
Президент лишь наметил ориентиры. Дословно: «Чтобы улучшить развитие московского мегаполиса для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному количеству людей, может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы, – заявил Дмитрий Медведев. – То есть о создании столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы Москвы, причем с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений».
Отсылка к цитате необходима, так как слова президента тут же вызвали волну самых разных толкований, а главное подлили масла в начавший уж было затухать огонь дискуссии о необходимости объединения Москвы и области. Естественно, первым, к кому бросились журналисты за комментариями, стал столичный градоначальник. Кстати, буквально накануне президентского заявления Сергей Собянин дал интервью агентству «Рейтер» и на вопрос о том, есть ли хотя бы отдаленные перспективы объединения Москвы и области, ответил: вряд ли такое возможно, «потому что это два слишком крупных региона. Управлять такими регионами из одного центра было бы очень сложно».
После заявления Дмитрия Медведева мэр Москвы от своей позиции не отказался. Он пояснил, что инициатива президента подразумевает расширение границ Москвы, но не объединение Москвы и Подмосковья. «Здесь понятная задача перемещения федеральных государственных учреждений за пределы сегодняшней границы Москвы, и в этих целях расширение границы Москвы», – сказал он журналистам. По мнению мэра, речь идет о выделении «некоего сегмента для развития города». Какой он будет по территории, по масштабу, это вопрос переговоров с Московской областью и решений президента. Не торопя события, Сергей Собянин лишь сообщил, что Москва и область договорились создать рабочую группу по подбору территории для данного проекта, пообещав, что в течение двух недель будет найдено согласованное решение.
Но слово не воробей, особенно если это слово произнесено главой государства. «Действительно не объединение с областью, а придание статуса федерального округа. Мы так услышали. Девятый федеральный округ со всеми вытекающими отсюда последствиями», – допытывался у мэра Алексей Венедиктов из «Эха Москвы». – Мои коллеги здесь, американские ваши коллеги говорили: о, так это district Колумбия, он собирается делать как Вашингтон отдельный штат. Нам так показалось или нет?»
«Я не хочу гадать, что точно означают эти слова, – отрезал мэр. – Мне кажется, президент сам их разъяснит. Для меня важны слова, которые прозвучали сегодня о том, что необходимо расширить границы Москвы, и в новых границах Москвы переместить центр правительственных учреждений. Мне кажется это самое важное из того, что прозвучало». Все же отметил, что пример с Вашингтоном не имеет отношения к делу: ведь речь тогда идет о создании нового субъекта и изменения статуса Москвы, которая в этом случае уже не будет столицей: «Это не та интерпретация его слов». По мнению мэра, формулировка специального федерального округа – «скорее всего, идеологическое наполнение функций города Москвы как столицы». «То, что касается самой территории субъекта. На мой взгляд, сегодня нет каких-то кардинальных полномочий, которых не хватает Москве. Такие полномочия я не смог бы сформулировать в силу того, что сегодня вопрос – не столько в полномочиях, сколько в градостроительных возможностях, технических возможностях решения тех или иных проблем», – сказал Сергей Собянин.
В любом случае, по признанию мэра, придется создать новую стратегию развития города, новый Генеральный план, чтобы учесть «колоссальные перспективы для новых инвестиций не только в строительство правительственных учреждений (я думаю, это самая маленькая часть), а и в развитие новой инфраструктуры, нового проектирования, строительства бизнес-центров, новых районов жилья».
Политолог Михаил Ремизов считает, что создание столичного федерального округа (СФО) – это как раз решение, альтернативное объединению двух регионов: «С одной стороны, это решение позволяет обеспечить максимальную координацию в планах развития Москвы и области, с другой стороны, позволяет избежать формирования сверхкрупного, тяжеловесного субъекта Федерации, который был бы равнозначен и сопоставим всей оставшейся части Федерации».
Однако вопрос о юридическом статусе Москвы остается открытым. Напомним, первоначально в России было создано семь федеральных округов. В начале 2010 года из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский. Таким образом, округов стало восемь. Москва и Подмосковье, вопрос о целесообразности объединения которых в последние годы регулярно поднимается, входят в Центральный федеральный округ. Не ясно, что станет с ЦФО при создании СФО. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович сообщил лишь, что «механизм расширения границ Москвы до округа прорабатывается, и пока неизвестно, понадобятся ли изменения в Конституцию».
Политолог Виталий Иванов особых препятствий не видит: «Раз идет речь о новом федеральном округе, то останется и мэр Москвы, и губернатор Московской области, объединять эти должности не будут, – рассуждает он. – Но над ними будет полпред президента в Московском федеральном округе… Нет препятствий, чтобы мэр Москвы одновременно был бы и полпредом президента в федеральном округе и мэром, то есть занимал сразу два поста».
Впрочем, как водится, оригинальное мнение на этот счет у фракции ЛДПР: приветствуя идею расширения границ Москвы и призывая как можно скорее издать закон о федеральном центре, лидер партии, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагает вместо мэра столицы и губернатора области создать одну должность – министра по делам федерального центра, который назначался бы президентом страны…
Едва ли сыщется столица такая
Кстати, расширение столичных границ происходит далеко не впервые. До Великой Отечественной войны Москва развивалась в пределах кольцевой железной дороги, в 1961 году границы были расширены до МКАД, а в 1983 году столица «шагнула» за МКАД, присоединив территории Бутово, Солнцево, Новопеределкино и несколько деревень. Уже в этом году к городу отошла территория Люберецких полей. Но именно нынешняя инициатива президента по очередному расширению городской границы взволновала сторонников объединения Москвы и области. Вполне понятно почему: де факто объединение Москвы и Подмосковья (ближнего, но граница постоянно расширяется все дальше вглубь области) происходит уже давно: около двух миллионов жителей области ежедневно ездят на работу или учебу в столицу; а сотни тысяч москвичей – на подмосковные дачи. Так что проблема транспортной несовместимости сейчас – одна из острейших. По мнению научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, реальные границы Большой Москвы можно оценить, если наложить транспортные потоки на карту и в этом случае в границы столичного мегаполиса войдет и значительная часть области.
Другая острейшая проблема – отсутствие в Москве площадок для строительства нового жилья. Москвичам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, приходится перебираться в Подмосковье.
И даже с логической точки зрения с Москвой далеко не все в порядке: у каждой области в России (за исключением Ленинградской) есть своя столица, у Московской нет. Ее областные структуры находятся в столице всей страны. И народ из области весь тянется в столицу. И вся деятельность области, так или иначе, на столицу завязана.
Немудрено, что ряд политиков углядели в инициативе президента первый шаг к поэтапному объединению Москвы и Подмосковья в Столичный федеральный округ. Например, председатель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев, считая правильной идею создания СФО, полагает, что власти должны пойти дальше и объединить Москву и Московскую область. «Если это первый шаг к будущему объединению, мы его поддержим», – заявил он.
Впрочем, сторонников слияния Москвы и Подмосковья, как оказывается, меньше, чем противников. Что думают на этот счет жители столицы, выяснили социологи «Левада-центра». У москвичей к этой идее отношение неоднозначное. 40% горожан ее одобряют, 46% – против, еще 15% пребывают в сомнениях, что лучше. За три прошедших года число москвичей, выступающих против слияния, увеличилось на 11%, отмечают специалисты. Сейчас поддерживают объединение 56% горожан с низкими доходами, в то время как 52% обеспеченных москвичей выступают против.
Как отмечают в «Левада-центре», в целом население, отвечая на вопрос об укрупнении регионов, инициативу поддерживает: половина опрошенных (50%) считает, что следует объединить дотационные регионы с донорами. Однако значительное число людей (28%) придерживаются противоположной точки зрения.