18:21:57
24 ноября 2024 г.

Вряд ли что-то СРОстется…

СтроительствоКампания по переводу бизнеса в режим саморегулирования идет полным ходом. Напомним, создание СРО (саморегулируемых организаций) предполагает передачу им от государства существенной части функций управления.

Прежде всего, это допуск к работе на рынке. Второе – разработка профессиональных стандартов. Третье – контроль за соблюдением внутреннего «распорядка». Все это передается в руки профессиональных объединений участников рынка.

Если судить по отчету министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной перед депутатами Госдумы, исполнительная власть видит в СРО средство от доброй половины российских болячек. Дескать, саморегулирование предоставляет свободу предпринимательству и снимает административные барьеры, противодействует коррупции и обеспечивает качество продукции, гарантирует финансовую ответственность бизнеса перед потребителями. В Минэкономразвития рассчитывают, что «с введением саморегулирования история с обманутыми дольщиками, вкладчиками, туристами уйдет в прошлое».

Однако истоки этой уверенности во всемогуществе саморегулирования непонятны. Переход к нему – очередная вариация на тему когда-то популярного, а позже многократно освистанного мотива, что рынок сам все отрегулирует. Во всяком случае, в стремлении сделать жилье доступным уже давно никто не полагается на один только рынок. Все без исключения признают, что без вмешательства государства ничего путного не получается.

К самой идее саморегулирования придраться трудно. Механизм столетиями шлифовался по всему миру. Вопрос лишь в особенностях его погружения в нашу плодородную почву. Где гарантия, что у нас он будет использован для развития рынка, свободы предпринимательства и конкуренции? Вдруг все обернется дополнительным способом застолбить свою монополию и избавиться от конкурентов? При этом одновременно будет замаскировано плохое качество и взвинчены цены, чего серьезно опасаются скептики.

Основания для сомнений есть. Э. Набиуллина постоянно апеллирует к компенсационному фонду, к материальной ответственности саморегулируемых организаций. Но давайте посмотрим, что эта ответственность означает на деле. Закон о саморегулировании в строительстве предполагает ответственность СРО в объеме 13 млн. рублей. Это две скромные московские квартиры на все объединение. А если учесть, что в нем должно быть не менее 50 участников, то взнос одной компании в компенсационный фонд эквивалентен стоимости двух квадратных метров жилья… Хороша ответственность!

Правда, закон принят только в первом чтении, есть надежда, что поправками сумма будет повышена. Но ведь кто-то же внес в проект смешную цифру? И намного ли следующая будет более серьезной?

Обращает на себя внимание многочисленность сомневающихся. По сведениям представителей оппозиционных фракций, за сохранение государственного лицензирования в строительстве выступили исполнительная и законодательная власть 72 регионов (90 процентов субъектов Федерации), полторы тысячи строительных объединений и организаций. Существенные претензии к закону имеются у представителей «Единой России». На что министр парирует: «Есть разные строители. У нас есть письма от строительных ассоциаций, которые поддерживают саморегулирование».

Что же касается критики саморегулирования местными администрациями, то ее можно объяснять как мудростью государственных мужей, так и элементарным страхом за сохранение места под солнцем. По словам председателя комитета ГД по собственности Виктора Плескачевского, еще в 2004-м на комиссии по административной реформе прозвучало, что при введении саморегулирования до трети чиновников может остаться без работы. Весомый аргумент.

Выступая по совершенно иному поводу – о строительно-сберегательных кассах, – Э. Набиуллина обратила внимание, что те не эффективны в условиях ускоренного роста цен (накопления людей сгорают в результате инфляции). После чего справедливо заключила: сначала надо стабилизировать цены, а уже потом внедрять ССК. Следуя этой логике, почему бы и в случае со СРО не проявить разумную осторожность – сначала властям подтвердить свою способность эффективно бороться с монополизмом и усмирять цены, а потом вводить саморегулирование?

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация