Рабочий и колхозница: второе пришествие
На территории ВВЦ, бывшей ВДНХ, будет построен Выставочный комплекс (ВК) «Россия». Осваиваемая территория составит примерно 1/6 часть всей площади Всероссийского выставочного центра. На новый проект будет направлено $600 млн. Работы проведут в рамках комплексной городской целевой программы «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в г. Москве на 2007-2009 годы».
Вам достижения или ширпотреб?
Решение заняться ВВЦ было принято и федеральными, и московскими властями, которые являются его основными акционерами: на 70 процентов федералы, на 30 – город. Существовование в прежнем режиме (когда павильоны сдаются в аренду под торговлю) давно не соответствует потребностям столицы, испытывающей острый дефицит выставочных площадей. Кроме того, земля в городе стоит немыслимых денег. Берется во внимание и то, что место это довольно пафосное по архитектуре, да и популярность его (лишенная, правда, уже налета советской идеологии) еще сохраняется. И москвичи, и гости столицы по традиции едут сюда смотреть достижения или, в крайнем случае, покупают китайский ширпотреб в классических сталинских павильонах с портиками и колоннами.
Правда, и в таком варианте ВВЦ свою позитивную функцию для города выполняет. Пройдя через центральные ворота, окунаешься в особую атмосферу. Ощущение совершенно невероятное: только что продирался сквозь толпы своих сограждан, дышал выхлопами автомобилей, и вдруг оказался как в хорошем санатории – тишина, безлюдье, свежий воздух, полное отсутствие транспорта. В общем, Всероссийский выставочный центр и сегодня оказывает городу бесценную услугу, поставляя миллионы кубометров чистого воздуха.
Однако нарушить эту полуидиллию учредителей ВВЦ заставляет простой экономический расчет: нормально работающий выставочный бизнес – дело высокодоходное. Из каждого вложенного рубля при хорошем раскладе можно извлечь до семи рублей прибыли. А хороший расклад – это большие павильоны, оснащенные современным оборудованием, качественные парковки, удобные подъездные пути. Ничего этого у ВВЦ пока нет. Старые павильоны рушатся, их площади (в среднем примерно 15 тыс. кв. м) не соответствуют объемам современных экспозиций (под них требуется – 100 тыс. кв. метров). Есть, правда, козырь – местоположение, близость станции метро, чем не каждый выставочный центр в Европе может похвастать. Обычно там подобные объекты вынесены за черту города, и это создает проблему доступности.
Консультанты из Германии
Еще одна особенность ВВЦ – исторический колорит, который многие считают уникальным: такого скопления памятников архитектуры (45 зданий имеют статус памятников истории и архитектуры), созданных в сталинские времена в классическом стиле, больше не существует. Насколько этот колорит соединим с духом экспо-индустрии, сказать сложно. Во всяком случае историческая уникальность места организаторами проекта обновления ВВЦ со счетов не сбрасывается.
В пресс-службе ГАО «ВВЦ» говорят, что начало масштабных преобразований во многом является инициативой прогрессивного и фанатично преданного своему делу Мухаммеда Мусаева, руководителя этого ГАО. Переговоры о реконструкции ведутся уже не первый года, но в конструктивное русло они перешли года три назад. И сегодня преобразования начаты – с центральных аллей убраны ряды временных торговых павильонов ВВЦ. Утвержден план развития ВК «Россия» и даже назван срок завершения первой очереди строительства первого павильона площадью 50 тыс. кв. метров, спроектированного Моспроектом-4 (2007 год). Общее же окончание работ произойдет в 2010-м.
Объем новых экспозиционных площадей ВК «Россия» составит 188 тыс. кв. метров, а общий объем, по словам М. Мусаева, превысит 300 тыс. Все здания объединят системой переходов. Будут также направлены средства на обустройство парковок. Консультационные услуги при разработке проекта оказывает немецкая фирма «Кельн-Мессе», недавно реализовавшая самый крупный европейский проект подобного назначения в Кельне.
Для поколения next
В обновляемую часть выставочного центра вернется восстанавливаемая сейчас скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», которая займет свое первоначальное место на задуманной автором высоте, что для памятника такого масштаба – вопрос немаловажный. Находящиеся на реновационной территории павильоны 69 и 70, по всей видимости, будут разобраны. Правда, 69-й, «Монреаль», может быть восстановлен и вновь введен в эксплуатацию. Только пока неясно, где именно.
Второе направление развития ВВЦ – создание так называемого «Странового городка». В старых павильонах разместят свои экспозиции страны СНГ, Евросоюза и совсем дальнего зарубежья, например, Китай. Их же обязанностью станет поиск инвесторов для восстановления помещений. Чтобы стимулировать их к активным действиям, ГАО установит для них щадящие арендные ставки. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Например, существует павильон «Армения», где можно проникнуться духом республики, посетив дегустационный зал. Еще один подобный пример – павильон № 18 «Азербайджан».
Третье направление в русле начавшихся преобразований – «Город науки, образования и инноваций», где можно будет развлекаться и обучаться одновременно. Проект рассчитан на молодежную аудиторию. Например, в 20-м павильоне будет создан парк научных открытий (ввод в эксплуатацию – нынешний год). Эта интерактивная экспозиция позволит знакомиться с современными технологиями, включаясь в процесс непосредственно.
Всем туристам турист!
В мире создано немало центров, где школьники и студенты могут прикоснуться к технологиям будущего, пообщаться со специалистами разных областей. В России таких центров пока нет вовсе.
– Если развивать идею дальше, – говорит руководитель пресс-центра ВВЦ Алексей Жиров, – то необходимо обновить павильон «Космос», создать павильон «Вселенная», а далее – по специализациям: «Транспорт», «Энергетика», «Сельское хозяйство».
Однако здесь московскими деньгами уже будет не обойтись, считают в ГАО. Нужны большие федеральные инвестиции, чтобы задуманное соответствовало аналогичным инновационным центрам, созданным на Западе. И об этом как раз сейчас ведутся переговоры.
Идея возрождения ВВЦ и возвращения ему истинных функций не проста в исполнении. К примеру, потребуется подвести к комплексу метро и реконструировать близлежащие гостиницы. Все это есть в планах ГАО. А кроме того, необходимо решить вопрос вывода с территории центра объектов, принадлежащих разным собственникам, которых за годы перестройки появилось несколько десятков. Это и ведомства, и даже частные лица. Процесс удовлетворения всех интересов довольно болезненный и хлопотный.
Однако игра стоит свеч. Если для города выгоден просто туризм, то деловой туризм, связанный с экспо-индустрией, выгоден вдвойне: представители деловых кругов, приезжающие в столицу с профессиональными целями, оставляют городу более внушительные средства. Они пользуются лучшими гостиницами, приобретают самые дорогие товары, получают более объемный и разноплановый пакет услуг. Надо только чтобы этот пакет существовал в наличии.