Второе дно Пушкинской площади
К проекту реконструкции Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе москвичи отнеслись с пониманием, но из-за грядущих неудобств проект все-таки особого восторга у них не вызвал. А вот дорожно-транспортные и подземные преобразования в самом центре столицы стали поводом для серьезных споров…
Альтернативы не было…
Две основные позиции, из-за которых возникли некоторые противоречия, связаны с реконструкцией Тверской улицы и ее площадей. Понятно желание горожан сохранить исторически сформировавшиеся, ставшие символами Москвы территории города. И вполне объяснимо стремление властей «развивать столицу», разгружать магистрали, буквально захлебывающиеся в транспортных потоках.
По поводу строительства большой парковки под Триумфальной площадью и освоения подземного пространства в районе площади Белорусского вокзала особых возмущений пока не было. Но создание тоннелей в районе Пушкинской площади вызвало много вопросов и бурю эмоций. Ведь речь идет о раритетных исторических местах, представляющих особую ценность для города и самих горожан. А жители домов, расположенных в районе потенциальной стройки, не так боятся неудобств, связанных с подземным строительством, сколько их волнует безопасность жилища.
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин утверждает, что при строительстве тоннелей на Бульварном кольце и подземного торгово-досугового центра в районе Пушкинской площади не пострадает ни один дом, ни одно здание не будет снесено. А исторически сформировавшийся ансамбль самой площади, особенно сквер с памятником Пушкину – особо охраняемая зона, и менять что-либо в ансамбле просто недопустимо.
Да и все, что касается Тверской и ее площадей, требует особого подхода. Конечно, необходимо «развязать» центральную улицу столицы, увеличить ее возможности. Но менять форму исторической магистрали никто не решится, а возводить эстакады над ее центральными площадями – тем более. Достаточно представить такого монстра над Пушкинской площадью… Остается один вариант – «пустить» тоннели в районе бульваров, чтобы не нарушить привычного облика любимой площади.
Первым делом – дороги
Строители должны в следующем году начать прокладывать тоннели в районе Пушкинской площади. Будет использована подземная территория пересечения улицы Тверской с Тверским бульваром, а с противоположной стороны район Большой Бронной улицы, участок Пушкинской площади и перекрестка у Страстного бульвара (в двух направлениях).
Основная задача преобразований – вывести мощные потоки автомобильного движения на разные уровни, тем самым разгрузив главную улицу Москвы и ее перекрестки.
Скоро начнутся подготовительные работы по строительству большого подземного торгового центра. Финансировать этот масштабный проект будут и городской бюджет, и частный капитал. Но потенциальным инвесторам поставили условие: сначала обеспечить движение транспорта по новым магистралям, тоннелям и развязкам, и только потом заняться строительством доходных объектов.
В начале следующего года пройдут конкурсы на инвестирование проектов реконструкции Пушкинской площади. Но освоение подземного пространства под Тверской – это только часть масштабных преобразований системы столичных дорог, формирующих транспортную структуру северного радиального направления. В том числе Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, участка Ходынского поля, Волоколамского и Головинского шоссе, территории у метро «Войковская» и др.
Обмануть непогоду
Помимо «Большой Ленинградки», в ближайшее время по Генплану планируется создать подземную пешеходную зону под Тверской улицей на участке от Манежной площади до Пушкинской. Архитекторы называют этот проект «Всесезонный город».
Идея пришла из Монреаля. Суть – создание дублеров пешеходных зон, удобных городских пространств, находящихся под землей, в историческом центре Москвы. Исторически сложившихся, охраняемых зон изменения не коснутся. В том числе и улицы Тверской.
В появлении хорошо оборудованных подземных пространств москвичам и гостям столицы пока очевидно одно преимущество: в непогожие дни, когда на улицах мокрый снег и слякоть, можно вообще «не выходить на поверхность» и не месить ногами лужи и грязь или мокнуть под дождем. Под землей появятся не только пешеходные зоны, но и торговые центры, целая система удобных переходов.
Надежды археологов
Реконструкция подземного пространства предполагает и серьезные археологические исследования. Как известно, Первопрестольная даже в ее исторической части подвергалась многократным перестройкам, и ее недра перекопаны, как говорится, вдоль и поперек. Одно только строительство метрополитена чего стоит… А уж Пушкинская площадь меняла свой облик не раз.
В XVII веке здесь были ворота Белого города, а стены проходили в пределах нынешнего Бульварного кольца. В этом районе было несколько слобод, огороды.
По велению Екатерины II стены Белого города начали сносить, чтобы на их месте разбить бульвары. Со временем был уничтожен и Страстной монастырь, построенный в середине XVII века. Несмотря на многократную реконструкцию площади уже в советское время, у археологов все-таки остаются надежды отыскать в ее недрах нечто древнее и интересное.
По словам главного археолога Москвы Александра Векслера, есть реальный шанс найти фрагменты стен Белого города и боярских палат XVII века. Археологи намерены тщательно исследовать территорию в районе Большой Бронной улицы. Надеются отыскать фрагменты деревянных построек Бронной и Дмитровской слобод, найти древние предметы быта, украшения и игрушки.
Возможно, после таких находок появится и новый музей. Прямо под Пушкинской площадью.