И архитекторы недовольны
Принятый в декабре прошлого года Градостроительный кодекс, безусловно, разрешил множество накопившихся проблем. В этом документе много положительных моментов, в том числе попытка создать механизмы устойчивого развития территорий и рынка доступного жилья. Разработаны нормативы, определяющие позиции органов власти. Им вменяется в обязанность утверждать документы, касающиеся любого новостроя и нести ответственность за нарушение установленного порядка.Также определены полномочия государственной власти, местного самоуправления по принятию законов и нормативно-правовых актов в области градостроительной деятельности. Это позволяет учитывать национальные, географические, исторические, природные и другие особенности территорий. Для обеспечения безопасности строительства большая роль отводится государственной экспертизе. Появились законодательные нововведения, направленные на защиту прав граждан в сфере вопросов развития территорий.
Но год «испытаний» показал, что новый кодекс далеко не безупречен, и специалисты всех уровней усматривают в нем существенные недостатки. Определенные поправки созрели у самих законодателей. Группа экспертов Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы РФ уже давно подготовила их перечень. Российские архитекторы тоже пытаются внести коррективы и уточнения в документ, непосредственно касающийся их профессиональной деятельности. Ведь некоторые позиции Градкодекса уже создают проблемы. В том числе существующий дисбаланс в полномочиях и взаимоотношениях федеральной и региональной власти по вопросам градостроения. По мнению большинства российских архитекторов, в этой области необходимо более четкое разграничение деятельности субъектов Федерации, регулируемое федеральными законами. Эти проблемы не раз обсуждались на высоком уровне, в том числе большим собранием всех главных архитекторов регионов в Москомархитектуре.
Важным законодательным положением для российских градостроителей стало бы усиление роли
«местного планирования» территорий городов. По мнению архитекторов, необходимо вернуть в правовое поле структуры федерального, регионального и местного уровней, координирующие процессы планирования и проектирования. Иными словами, создать свою исполнительскую вертикаль. Это придаст не только сбалансированность всей отрасли, но и поможет координировать градостроительную деятельность на всех ее уровнях. Ведь вопросы развития территорий, вне зависимости от их статуса, желательно решать профессионально и комплексно. Чтобы, с одной стороны, было четкое видение развития всех территорий и, вместе с тем, каждого города, архитектурного ансамбля в отдельности.
По мнению зодчих, очень важно внести поправки в направлении четкого разграничения функций, относящихся к области землепользования, имущественных отношений, водоохранной, градостроительной деятельности.
Архитекторов беспокоит, что часто задачи по планировке территорий решаются исключительно структурами власти. Довольно стандартная для всех регионов ситуация: разработанные градостроительные концепции проходят все необходимые согласования и экспертизы, а на последнем этапе некая сила навязывает новые правила игры. И вполне естественно, что архитекторы хотят усилить свои профессиональные позиции.
В Краснодаре, например, по решению губернатора уже создан специальный полномочный градостроительный орган. И дело не в том, чтобы инициировать образование еще одной ведомственной структуры. Просто очень важно, чтобы наши города развивались интенсивно, но грамотно.