Москвичи ставят на область
Ни для кого не секрет, что цены на столичные новостройки растут, а жилых комплексов в пределах МКАД возводится все меньше. Основное строительство жилья эконом-класса сместилось в Подмосковье.
В подвешенном состоянии
Пока политики размышляют над процессом интеграции Москвы и области, девелоперы единодушно утверждают, что дальнейший облик мегаполиса будет формироваться следующим образом. Дешевое, экономичное жилье будет по-прежнему возводиться кварталами, а то и целыми мини-городами, но только не в столице, а в 10–30 км от МКАД. Непосредственно центр и все, что близко к нему в пределах Третьего транспортного кольца, будет застраиваться исключительно домами элит и бизнес-классов.
С точностью прогнозировать, как будет меняться облик столицы в ближайшее время, невозможно. Можно лишь предполагать, как градостроительный план мегаполиса будет пересмотрен. К такому выводу пришли девелоперы, банкиры и аналитики – участники круглого стола «Рынок жилой недвижимости: тенденции и прогнозы», организованного оргкомитетом Премии Urban Awards 2011 и порталом
Urbanus.
«В следующем году нас ждут президентские выборы. Как будет развиваться первичный рынок столицы, будет ясно только после выборов следующего года. Сейчас же столичным руководством пересматриваются все заключенные ранее инвестиционные контракты, поэтому рынок новостроек столицы находится в «подвешенном» состоянии», – считает политолог, ведущий эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Другой, подкорректированный
По мнению генерального директора аналитического агентства RWAY Александра Крапина, все, что будет строиться и в каких объемах в столице, зависит не только от развития политической ситуации. Москва не резиновая. Бесконечно возводить новые микрорайоны эконом-класса в пределах МКАД невозможно. Поэтому еще несколько лет назад было понятно, что крупные строительные фирмы развернут масштабное строительство в области. Привлекут покупателей низкими ценами. И многие москвичи поймут, что лучше жить в 10 км от кольцевой, но в новой просторной «трешке», чем в спальном столичном районе в одно- или двухкомнатной «хрущевке».
По данным агентства RWAY, еще три года назад жилья в городе стало строиться меньше, чем ранее. Но в период кризиса резко выросла бюджетная составляющая строительства. Возведение жилых кварталов в столичных границах для участников городских программ поддерживала старая московская администрация. Сейчас же помимо того, что жилье для столичных очередников возводится в основном в Подмосковье, на девелоперском рынке произошел передел. Некоторые строительные компании принадлежат банкам. И доля компаний, финансируемых кредитными организациями, все увеличивается.
«Генплан столицы был принят в прошлом году. По нему должно быть построено больше 102 миллионов кв. м. до 2025 года. Но одним из первых заявлений нового мэра было то, что генплан будет корректироваться. Скорее всего, ближайшие 3–4 года в Москве масштабное строительство вестись не будет. Те, кто возводит жилые комплексы эконом-класса, давно это поняли и ушли в область. Их проекты в ближайшем Подмосковье настолько интересны, что доля москвичей, покупающих там жилье, превышает 60%», – подытожил ситуацию Александр Крапин.
В Подмосковье – строительный бум
«В отличие от столицы в Подмосковье сейчас – строительный бум», – считает президент инвестиционной компании «NDMДевелопмент» Михаил Бабель. – Ведь область – это огромный регион, который позволяет строить в чистом поле. Большинству застройщиков для того, чтобы возвести жилой комплекс в столице, надо решить не только земельные проблемы. Придется пройти многие согласования, решить вопросы с переселенцами, со сносом пятиэтажек, с устаревшими коммуникациями. В области строить проще и дешевле. К тому же власти подмосковных городов всегда с интересом смотрят на столичных инвесторов».
Какие же новые тенденции на подмосковном первичном рынке?
Во-первых, многие проекты финансируют банки. Остановимся на этом новом для первичного рынка региона явлении подробнее.
Схемы работы их со строительными компаниями различны. Чаще всего кредиторы выходят на первичный областной рынок, организовав при себе некую строительную структуру. Строящийся дом, естественно, сразу же получает аккредитацию в банке. И квартиры предлагаются в ипотеку. Второй вариант – договорные отношения банка с уже существующими застройщиками. Третий – участие в замороженных проектах.
Например, в кризис возведение комплексов останавливалось из-за нехватки финансирования. Сейчас банки готовы давать деньги компаниям на то, чтобы достроить дома, за право реализации части квартир. Такие комплексы тоже аккредитовываются, предлагаются в ипотеку. Банкам это выгодно, так как получают дополнительный заработок.
Вторая тенденция касается изменения отношения москвичей к покупке жилья в области. Конечно, пенсионеры по-прежнему крепко держатся за столицу. Но трудоспособная, зарабатывающая часть населения, не живущая на пенсию и пособия, активно покупает жилье в новых жилых комплексах Подмосковья – кто-то накопив денег, а кто-то поменяв старую «однушку» в столице на новую «трешку» или таунхаус в области. Правда, массовая покупка столичными жителями жилья эконом-класса в области имеет и негативную сторону. Проживая в комфортных условиях, многие вынуждены весьма некомфортно, по несколько часов простаивая в пробках, добираться до столичных офисов и обратно.
И все-таки, девелоперы считают, что молодые москвичи в ближайшие годы будут выбирать недорогие комфортные метры в подмосковных домах, возведенных крупными компаниями.
«Москва и область – по сути единый регион. Поэтому, скорее всего, произойдет разделение», – резюмирует директор реализации инвестиционных программ «Интеко» Николай Румянцев. – В Москве будут возводиться дорогие проекты, а в области города будут застраиваться кварталами эконом-класса».
Элита и бизнес из столицы ни ногой
Несмотря на изменения на первичном рынке, компаниям, занимающимся дорогим жильем, в столице по-прежнему комфортно.
По мнению топ-менеджера «Дон-Строй Инвест» Ирины Постоваловой, не все строители уходят из Москвы. Девелоперы, у которых есть площадки в центре, чувствуют себя вполне неплохо. И они будут поднимать цены до тех пор, пока люди покупают элитное жилье. Более того, само понятие «элитное жилье» стало относительным. Если раньше таковым считался дом на 20 квартир где-нибудь в районе Остоженки, то сейчас так позиционируются дома на сто с лишним квартир в районе Третьего транспортного кольца. И народ все равно покупает в них квартиры. Даже если полностью запретят строительство в историческом центре столицы, это не будет означать, что на первичном рынке класс де люкс исчезнет вообще. Вероятнее всего, спрос на дорогое жилье сместится чуть дальше от центра. Ограничение на застройку центра усилит тенденцию строительства высококлассных комплексов в районе Третьего транспортного.
Есть и еще потенциальные строительные площадки для строителей элиты. Это бывшие промзоны. Многие из них располагаются недалеко от центра. Поэтому с точки зрения компаний, занимающихся строительством дорогого жилья, бывшие территории заводов – в будущем площади, на которых разместятся элитные кварталы.
Еще представители строительных компаний, занимающихся элитой, считают, что в ближайшие годы, несмотря на то, что в области строится много интересных и недорогих жилых комплексов, цены на столичные новостройки будут только расти. Пока существуют бесконечные пробки, и выезд за МКАД занимает часы, найдутся покупатели, предпочитающие дорогую квартиру в столице дешевой областной.
Еще один момент, почему в ближайшее время не исчезнет спрос на дорогие столичные новостройки.
Генеральный директор TWEED Ирина Могилатова считает, что элитного жилья на вторичном рынке сейчас катастрофически мало. На этапе котлована, когда начинает распродаваться элитная новостройка в центре, ценовая политика строится следующим образом. Метр стоит столько же, сколько и в среднем по району на вторичном рынке. Например, в районе Хамовники средняя цена квадрата на «вторичке» – 15–17 тыс. $. Столько же он стоит и в новостройке на этапе котлована. Но потом, по мере строительства дома цена вырастает в среднем на 30%. А люди все равно покупают элитные новостройки, которые стоят уже явно дороже, чем жилье на вторичном рынке.
Дело том, что на «вторичке» предложение настолько ограничено, что может не соответствовать всем требованиям потенциальных покупателей. Например, по площади. Так, в центре небольшие квартиры в элитных домах, площадью 60 метров, можно пересчитать по пальцам. Те, кто строит сегодня, учитывают интересы разных категорий покупателей.
Итак, подытожим. Новостройки эконом-класса в столице в ближайшие годы будет строить не интересно. Цены на метры в элит и бизнес-классах будут только расти. А всем, кому они не по карману, ничего не останется делать, как покупать вполне комфортное, относительно дешевое, но далекое от московских офисов, жилье в Подмосковье.