Новых окраин не будет, а старые давно обжиты
Застройщики не первый год осваивают отдаленные уголки города. Некогда казавшиеся далекими Марьино или Митино нынче считаются вполне московскими районами. Корреспондент «Квартирного ряда» решил выяснить, где в столице продолжается массовая застройка, и стоит ли ждать появления на карте города новых районов.
Дорогая моя столица
– Спрос на жилье в Москве растет, и это понятно, – говорит генеральный директор компании «Паллада» Сурен Шабуров. – Как и любой мегаполис, Москва притягивает массу людей, которые приезжают сюда работать или учиться. Большинство покупателей интересует не улучшение жилищных условий, а поиск крыши над головой.
Главный минус жизни вдали от центра – поездки «на перекладных». Но, как признают риэлторы, этот фактор не останавливает тех, кому нужно во что бы то ни стало купить квартиру в Первопрестольной. Ведь центр далеко не всем по карману.
– Районы массовой застройки сегодня уверенно перемещаются в ближнее Подмосковье, – говорит заместитель директора департамента реализации МИАН-Девелопмент Наталья Усова. – Последние очаги масштабного начального строительства в столице – Северное и Южное Бутово, Марьино и некоторые другие микрорайоны. Ничего подобного в столице больше нигде нет и, скорее всего, уже не будет. Достраиваются Куркино и Кожухово. Что же касается цен, то они варьируются от $2500 до $3500 в окраинных районах столицы и от $2000 до $3000 в Подмосковье. Поскольку все районы массовой застройки примерно похожи, сложно выделить особенно интересные из них: существуют довольно жесткие нормы, касающиеся застройки микрорайона. Застройщик, зная объемы вновь возводимого жилья и, соответственно, примерное количество будущих жильцов, обязан возвести положенное число детских садов, школ и поликлиник. Все микрорайоны последнего периода построены с необходимой инфраструктурой. Единственное, чем могут отличаться подобные районы, это качество жилых зданий. В Куркине, например, возводят монолитные дома, Кожухово застроено панельными, а в микрорайоне Волгоградский – смешанная застройка.
Куркино: город в городе
Куркино – самый большой из строящихся районов. 760 гектаров застройки должны принять не менее 45 тысяч человек. Этот район на окраине Москвы стал своего рода городом в городе. На его территории планируется построить четыре школы, в том числе одну спортивную (на базе спорткомплекса), 16 детских садов и дошкольных учреждений (в некоторых из них будут свои небольшие бассейны). Появятся необходимые торговые комплексы, сеть предприятий социально-бытового назначения, офисно-деловой центр, поликлиники, аптеки, учреждения культуры (выставочный зал, библиотека, клубные помещения), автоматическая телефонная станция, отделение милиции, пожарное депо… Особо позаботились в Куркине о любителях спорта: в районе построят большой спорткомплекс с футбольным полем, трибунами, плавательным бассейном, спортивной школой, несколькими спортзалами и открытыми игровыми площадками. Также к услугам жителей будет база для занятий велосипедным спортом, теннисный клуб и детский парк с аквадромом. В пойме Сходни, в местах с большим перепадом высот, планируется соорудить трассы скоростного спуска на лыжах, оборудованные подъемниками. Вероятно, новоселов обрадуют еще и прудом с лодочной станцией. Одним словом, у жителей Куркина появится возможность лишний раз без особой нужды свой район не покидать.
Теперь о грустном. Здесь нет, и в ближайшее время уж точно не появится метро. А значит, наземный транспорт утром и вечером будет переполнен. Именно так обстоят дела в других районах, далеких от подземки. Например, в Митине. Поэтому Куркино, надо думать, в первую очередь рассчитано на автомобилистов, которые могут в полной мере ощутить заботу застройщиков. При этом Куркино станет первым районом Москвы, жители которого обойдутся без «ракушек». Их заменят современные наземные и подземные парковки. На одну квартиру придется аж два машиноместа. Плюс в план внесены гостевые парковки.
Впрочем, свою ложку дегтя получат и автомобилисты. Район, о котором идет речь, связывает с городом далеко не самое быстрое Ленинградское шоссе – других транспортных артерий пока нет. Все, кому приходится сидеть за рулем, хорошо представляют, сколько времени может уйти на то, чтобы проехать в час пик по Ленинградке…
Уже в 2007 году район полностью сдадут в эксплуатацию. Куркино застроено современными монолитными домами, и, как отмечают риэлторы, желающим приобрести здесь жилье стоит поторопиться – продают последние метры. Цены начинаются от $2800 за кв. метр.
Кожухово: есть, где закинуть удочку
Затихает строительство и в Кожухове, где запланировано возвести девять жилых микрорайонов (а в общей сложности – почти 1 млн. 200 тыс. кв. метров жилья). Строительство намечают закончить к 2007 году. Этот район, напомним, вырос в Юго-Восточном округе Москвы между городом Реутов и микрорайоном Жулебино, в трех километрах от МКАД по Новоухтомскому шоссе.
Промышленных предприятий, способных нанести урон местной природе, на территории Кожухова нет. Район с двух сторон окаймлен зеленым массивом Салтыковского леса и соседствует с тремя озерами: Белым, Черным и Святым. Неудивительно, что разговор о Кожухове редко обходится без восторженных упоминаний о замечательном природном ландшафте и хорошей экологии. Тем не менее, в целом Юго-Восток традиционно считается не самым престижным направлением. Хотя в самом Кожухове промышленных предприятий нет, близость к индустриальным Жулебино и Люберцам делает свое дело – сбивает цены. Поэтому при всех плюсах района квартиры здесь стоят от $2200 за «квадрат».
Солнцево: на подступах к бизнес-классу
Интенсивно, хотя и в значительно меньшем объеме, идет строительство в Солнцеве.
– Интерес к району подстегнуло начало строительства станции легкого метро «Солнцево», которое соединит район с Сокольнической линией, – считает Сурен Шабуров. – В основном Солнцево застраивается домами серии П-44ТМ, которые по своим характеристикам приближаются уже к бизнес-классу. Это современные квартиры с довольно большими площадями. Например, «двушка» в таком доме занимает 92 кв. метра. Поэтому при умеренной цене за «квадрат» квартиры получаются дороже, чем в других серийных домах. Это немного сдерживает спрос. Ведь наиболее ликвидные – самые дешевые квартиры.
Цены в Солнцеве – порядка $2600 за кв. метр.
Этими объектами карта современной массовой застройки в Москве практически ограничивается.
Точки. Промзоны. Снос
Тем, кто хочет купить квартиру в строящемся доме, отчаиваться не стоит. В городе с размахом идет точечная застройка. В частности, активно застраиваются районы вокруг Третьего кольца. Главный минус такого жилья, понятное дело, близость шумной трассы. Потому и цены для Москвы довольно демократичные: поселиться в доме с видом на автостраду стоит примерно $3500 за кв. метр.
Ну а как там, спросит досужий читатель, с неиспользованными резервами? Есть такие резервы! Во-первых, жилищный фонд должен значительно пополниться за счет сноса ветхого жилья. Кроме того, на территории города все еще немало промышленных зон. К примеру, на пустующей территории между Шмитовским проездом и улицей Народного Ополчения можно построить еще порядка 5 млн. кв. метров жилья. Планируется вывести промзоны и с Рябиновой улицы. Впрочем, когда все это произойдет, сказать трудно. Пока же риэлторы в один голос констатируют: строительство смещается в сторону ближнего Подмосковья. Цены здесь отстают от столичных, при этом все необходимые условия для комфортного проживания налицо.