«Болото» высохнет, «звезды» засияют…
Не так давно одна из крупных московских компаний перешла
на новую, принятую в западных странах, систему отчетности.
Что это, и зачем оно? Своими мыслями мы попросили поделиться заместителя председателя правления компании «МИЭЛЬ», вице-президента Московской ассоциации-гильдии риэлторов Романа Мурадяна:– Эта фирма построила свою работу в большей степени на системе технологий. Можно создавать любые схемы, но они не учитывают одного – человеческого фактора, крайне важного в риэлторском бизнесе. Поэтому, на мой взгляд, пытаться перестроить работу можно будет при системе, ориентированной на клиента и учитывающей интересы каждого сотрудника.
Вообще, это не совсем верный путь – просто поставить у себя некоторую новомодную западную систему. Нет у нас на рынке компании, владеющей отработанной технологией на каждом этапе проведения всей сделки. Если брать мировую практику, там все четко: кто, что и как должен делать практически в любой ситуации. У нас же многие вопросы по-прежнему решаются опытным путем, за счет интуиции. Это одна из бед современного риэлторского рынка: вместо четких технологий – некий свод правил, согласно которому и работают агенты в компаниях.
Вообще, риэлторский рынок пребывает в крайне плачевном состоянии в части отношения к клиенту. И сегодня для большинства крупных компаний уже стало ясно, что количественно развиваться далее не имеет смысла. Пришло время задуматься о качестве.
Давайте вспомним историю рынка недвижимости, начиная с 90-х годов прошлого века. Что изменилось? Офисы стали больше, красивее, компании – мощнее в финансовом плане, аналитическом, сотрудники более опытные.
А отношение к клиенту не изменилось. Он остался всего лишь источником получения дохода. Но он должен стать источником рекомендаций, своеобразным показателем качества. Да, у некоторых агентов получается выстраивать отношения с клиентами, у них – очереди. Но таковых не более 20%. Остальные 80% агентов только думают, что работают на рынке недвижимости.
Постепенно это «болото» будет вымываться, на рынке останутся только «звезды». В скором времени на рынке произойдет очередной передел, связанный, в первую очередь, с качеством предоставляемых различными компаниями услуг.
Сегодня, в условиях жесткой нехватки квалифицированных кадров, мы, по сути, берем на работу всех желающих. Где-то научим, где-то подтянем, но это, к сожалению, сказывается на качестве. Не верится, что еще пять лет тому назад приходилось выдерживать огромный конкурс, чтобы стать риэлтором. Сегодня же слово «риэлтор» вызывает в большинстве случаев пренебрежительную усмешку. А ведь в Канаде, в США эта профессия входит в список наиболее престижных.
Поэтому утверждение, что на московском рынке риэлторских услуг все поделено, а между его участниками существует жесткая конкуренция – миф. Конкуренции нет. Пока не будет абсолютно профессионального отношения к клиенту, конкуренции тоже не будет. Точнее, на рынке будут в равной степени присутствовать как профессионалы, так и дилетанты – каждый со своим «клиентским» набором.