Москва растет. Все выше. И для строительства небоскребов требуются высококлассные специалисты. Осенью прошлого года в Московском государственном строительном университете начала свою работу первая в России кафедра высотного строительства. Мы беседуем с ее руководителем профессором Николаем Сениным.
– Николай Иванович, как родилась идея создания кафедры?
– Это произошло по инициативе мэра Юрия Михайловича Лужкова. Совместно с открытым акционерным обществом «Новое кольцо Москвы» – это организация столичного правительства, реализующая программу высотного строительства в городе – МГСУ открыл кафедру. По этой программе в столице должно быть построено около 200 высотных зданий.
– Почему кафедра, а не факультет?
– У нас в стране дается хорошее инженерное образование, но его система достаточно консервативна, чтобы быстро реагировать на потребности рынка. Существует государственный образовательный стандарт – это закон, на основании которого мы должны готовить специалистов. Там строго прописано, какие дисциплины должны преподаваться по каждой специальности, в каком объеме и так далее. На 5–6 лет, то есть на весь срок обучения, расписано, что студенту нужно сделать, чтобы стать строителем. И открыть новую специальность не так-то просто – это длительный процесс, занимающий обычно несколько лет. А потребность в специалистах по высотному строительству есть уже сейчас, и они нужны все больше. Мы пошли другим путем – стали проводить целевую доподготовку студентов-старшекурсников на базе наших основных специальностей, в частности ПГС – промышленное и гражданское строительство.
В 2008 году уже имели такой опыт – 20 человек проходили спецкурс по высотному строительству за один семестр. Все они, кстати, очень быстро устроились на работу. А прошлой осенью мы предложили всем желающим пятикурсникам по вечерам, в свободное от учебы время, пройти подготовку на нашей кафедре. Набралось 96 человек, которые распределились по трем группам – по проектированию, возведению и эксплуатации высотных зданий. Для каждой группы была разработана специальная программа по 150 часов.
Сейчас все они получили дипломы по основной специальности и сертификаты о прослушанном курсе. Конечно, наши выпускники знают далеко не все, но полученные знания вкупе с практикой – а мы старались, чтобы ее было как можно больше! – уже кое-какую ценность имеют.
– Как по-вашему, почему эти ребята заинтересовались предложением учиться на кафедре?
– Думаю, прежде всего потому, что это не типовое массовое строительство. Пока что высотное строительство встречается не так часто, в нем используются необычные технологии. Это интересно на всех стадиях – проектирования, строительства, эксплуатации.
– Как будет решаться вопрос с их трудоустройством?
– До кризиса практически все наши выпускники были нарасхват, а уж если в дополнение к основному курсу прослушана еще какая-то программа... Сейчас, конечно, не то что устроиться на работу, но даже попасть на практику трудно. Мы надеемся, что проектные, строительные и эксплуатационные компании все же оценят молодых специалистов, которых мы подготовили, и примут их к себе. Возможно, в этом посодействует и «Новое кольцо Москвы».
– Планируется ли в дальнейшем расширение кафедры?
– Опять-таки из-за кризиса мы осторожно строим планы. Если будут проблемы с финансированием, возможно, придется вводить коммерческое обучение на кафедре. Точнее будет ясно осенью. Но зато могу поделиться другим проектом. Мы заявили новую специальность, которой собираемся обучать в нашем университете: строительство уникальных зданий и сооружений. Сюда относятся и высотные здания, и большепролетные, и инженерные сооружения. Если правительство России утвердит нашу заявку, то с 2010–2011 года откроем эту специальность и начнем готовить инженеров. Срок обучения составит шесть лет. Тут подготовка будет более детальная. Отбирать студентов станем очень тщательно, и количество их будет небольшим.
– Николай Иванович, московское правительство создает программу высотного строительства, но далеко не все жители положительно относятся к высоткам, считая, что они портят исторический облик города... Так ли необходимо строить вверх?
– Высотки есть практически во всех крупных городах. Население увеличивается, а территория города ограничена – что делать? Жизнь ставит перед нами необходимость «расти вверх». В некоторых районах Нью-Йорка, например, неба не видно из-за частокола высотных зданий. Это не от хорошей жизни... В Москве небоскребы строят по специальной программе. Кое-какие из них будут грамотно вписаны в районы со сложившейся застройкой, другие, как Москва-Сити, станут островами среди более низких строений.
Конечно, в исторической части Москвы возводить небоскребы не стоит. Они должны вписываться в архитектурный облик. И строить, и применять их надо по уму – использовать как гостиницы, деловые центры. Что касается жилья в высотках... Я бы сам не хотел жить на сотом этаже. И чаще квартиры на очень большой высоте покупают достаточно обеспеченные люди – для обычной жизни они имеют загородные дома, а такие квартиры приобретают для престижа. Так что не думаю, что Москве требуется много жилых небоскребов, но какое-то число, конечно, должно быть, раз есть спрос.
– Кстати, а сколько метров должно быть в здании, чтобы оно получило статус высотного?
– Вообще, высотное сооружение – понятие относительное. Один архитектор говорил, что если поставить в деревне трехэтажный дом, то по отношению к другим это уже будет высотка. А если серьезно, то по мировым стандартам высотное здание начинается со 100 метров. В Москве не так давно были приняты строительные нормы по высотным зданиям. Теперь к таковым относятся дома и сооружения от 75 метров и выше. Если не считать Останкинской башни, то самое высокое сооружение в столице – башня Федерации, в ней 88 этажей, это около 300 метров.
– В чем особенность высотного строительства?
– Прежде всего требуется особое проектирование. Понятно, что двухэтажное здание намного проще спроектировать, чем тридцатиэтажное. Другой состав материалов – нагрузка на нижние этажи значительно выше, так что и материалы требуются более прочные. Во время самого строительства нужна специальная техника: обычный башенный кран не подходит, нужен выдвижной – «растущий» по мере надобности. Есть и особенности эксплуатации, например, лифтовое хозяйство должно быть более обширное. Если лифт сломается, тут уж пешком не поднимешься. Значит, требуются аварийные лифты.
– Как сейчас обстоят дела с безопасностью высотного строительства?
– Это, к сожалению, проблема. Главных вопроса тут два: рассчитать устойчивость здания, чтобы оно в случае катастрофы как можно дольше могло простоять и обеспечить быструю эвакуацию людей. Такое возможно, но требует дополнительных финансовых затрат, а на это инвесторы идут неохотно. Но работа над усилением безопасности строительства и эксплуатации высотных сооружений не прекращается. Уверен: в скором будущем это должно дать результаты.