Новый бизнес в кризис: чего не боятся стартапы в сфере недвижимости
Кризис – горе крупных компаний и рай для всевозможных стартапов. О том, какова специфика последних в условиях кризиса на рынке недвижимости, рассказали профессиональные риелторы и девелоперы.
О перспективах стартапов в кризис в области риэлтерского бизнеса рассказали корифеи этого поприща. Специалисты данной области привели три основных преимущества начинающего бизнеса на рынке недвижимости, перед уже укоренившимся за несколько лет. На деле ситуация с риэлтерскими стартапами мало чем отличается от ситуации с любым другим «начинающим» бизнесом, однако как и всегда рынок недвижимости имеет свою специфику.
Первое что тянет на дно крупные риэлтерские и девелоперские компании – это штат сотрудников. С годами успешные компании активно растут, расширяя, в том числе и свой штат. Как известно, именно заработная плата пожирает наибольшую часть прибыли. В условиях стабильного рынка эти детали абсолютно не ощутимы, однако в кризис ситуация радикально меняется. Именно поэтому на арену выходят небольшие риэлтерские конторы, работающие в 10-15 человек.
Другой важной особенность тянущей компанию на дно является аренды. Аренда офисного помещения является второй по величине тратой прибыли, после заработных плат. Избежать издержки в кризис на этом факторе почти не возможно, так как здесь, опять же, проявляется специфика рынка недвижимости. Дело в том, что договора такого рода чаще всего заключаются на три года и разорвать их без последствий очень не просто.
Наконец третья причина – это кадры. Обид на начальство у подчиненных всегда в избытке, а в кризис их число просто взлетает до небес. И здесь молодые девелоперские компании получают эксклюзивный шанс «разжиться» высококвалифицированными кадрами, решившими сменить свое место работы. В рамках рынка недвижимости наем таких кадров очень полезен, так как такие риелторы достаточно часто «уносят» с собой свои клиентские базы, что позволяет успешно работать не только им лично, но и молодой компании в том числе.
В период кризиса 2008-2009 годов, несмотря на страшную нестабильность на рынке недвижимости, появилось множество ныне успешных риэлтерских компаний. Многие из них были и вовсе основаны бывшими специалистами тех или иных организаций, что предпочли уволиться и открыть свой собственный бизнес, работая со своей собственной, созданной за годы работы базой.