23:30:44
11 апреля 2021 г.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №18 от 2005-02-25

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА
ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН
В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ПОМИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 2005 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА
ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА ГРАЖДАН
В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
ТАКИМ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ
СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
В целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5 статьи 14
Жилищного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения
органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по
предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма
(далее — Методические рекомендации).
2. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Круглик)
обеспечить:
доведение Методических рекомендаций до органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
разъяснение применения Методических рекомендаций на основе запросов,
поступающих от органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления;
осуществление оперативной подготовки изменений и дополнений в Методические
рекомендации с учетом складывающейся практики их применения органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя
Министра В.А. Гончарова.
Министр
В.А.ЯКОВЛЕВ
Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 10 марта
2005 г. N 01/1718-ВЯ.
Утверждены
Приказом
Минрегиона России
от 25 февраля 2005 г. N 18
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА
ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА,
И ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТАКИМ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА
Введение
Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по
определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по
договору социального найма (далее — Методические рекомендации) носят
рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения
положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной
власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка ведения учета
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма, и органами местного самоуправления при ведении
учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых
помещений по договору социального найма.
I. Рекомендации по установлению порядка учета
малоимущих граждан, признанных нуждающимися
в жилых помещениях
1. При установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися
в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее —
порядок), рекомендуется устанавливать:
— порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан,
нуждающихся в жилых помещениях;
— порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма
малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
2. Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального
найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом
Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в
жилых помещениях.
——————————————————————
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
——————————————————————
4. В порядке целесообразно отразить, что нуждающимися в жилом помещении по
договору социального найма в муниципальном жилищном фонде признаются
малоимущие граждане:
а) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого
помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека
менее учетной нормы;
б) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого
помещения;
в) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям;
г) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или
собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения,
проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи
имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при
которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не
имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма
или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих
заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации <*>.
———————————
<*> Устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29
декабря 2004 г. N 188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, N 1 (часть I), ст. 14).
5. В порядке рекомендуется отразить, что при наличии у нанимателя жилого
помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи,
собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых
помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им
на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется, исходя
из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
6. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке
целесообразно отразить, что граждане, которые произвели действия, приведшие к
ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть
признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения
указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
7. В порядке следует отразить, что учет малоимущих граждан, нуждающихся в
жилом помещении на условиях социального найма, осуществляется по месту
жительства органом местного самоуправления.
8. В порядке рекомендуется указать, что для принятия на учет гражданин подает
заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление
подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами
семьи.
В порядке целесообразно отразить, что к заявлению могут прилагаться следующие
документы:
— документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении,
свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении),
судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
— документы, необходимые для признания гражданина малоимущим (рекомендуется
запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении);
— документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом
помещении, а именно:
— выписка из домовой книги;
— документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым
заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении
жилого помещения и т.п.);
— выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и
экспликацией;
— справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых
помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов
семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;
— при необходимости иные документы.
Все документы рекомендуется предоставлять в копиях с одновременным
предоставлением оригинала. Копию документа после проверки ее соответствия
оригиналу рекомендуется заверять лицом, принимающим документы.
9. Заявление гражданина рекомендуется регистрировать в Книге регистрации
заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении.
10. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, в соответствии с
порядком рекомендуется выдавать расписку в получении этих документов с
указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на
учет.
11. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет рекомендуется
принимать по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных
документов органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать
рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.
12. В порядке рекомендуется отразить, что орган местного самоуправления не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет
выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о
принятии на учет, уведомление о принятии на учет.
13. В порядке следует отразить, что отказ в принятии гражданина на учет в
качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:
— не представлены все необходимые для постановки на учет документы;
— представлены документы, на основании которых гражданин не может быть
признан нуждающимся в жилом помещении;
— не истек срок, предусмотренный пунктом 6 настоящего Порядка.
14. В порядке рекомендуется указать, что решение об отказе в принятии на учет
выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о
принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого
решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
15. В порядке целесообразно отразить, что отказ в принятии на учет может быть
обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
16. Граждане могут приниматься на учет со дня принятия соответствующего
решения главы муниципального образования или иного уполномоченного им
органа.
При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами одновременно (в
один день), их очередность рекомендуется определять по времени подачи
заявления с полным комплектом необходимых документов.
17. В порядке рекомендуется указать, что граждане, имеющие право на
внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма,
включаются в отдельные списки.
18. Принятых на учет граждан рекомендуется включать в Книгу учета граждан,
нуждающихся в жилом помещении (далее — Книга учета), которую рекомендуется
вести органам местного самоуправления.
19. В порядке следует отразить, что в Книге учета не допускаются подчистки.
Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются
должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета
граждан, нуждающихся в получении жилого помещения.
20. На каждого гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилом помещении,
рекомендуется заводить учетное дело, в котором содержатся все предоставленные
им необходимые документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий
номеру в Книге учета.
21. В порядке следует указать, что органы местного самоуправления
обеспечивают надлежащее хранение Книг учета, в том числе списков очередников
и учетных дел граждан, стоящих на учете как нуждающиеся в жилом помещении.
22. Книги учета, списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные
дела рекомендуется хранить десять лет после предоставления жилого помещения.
23. В порядке рекомендуется указать, что органы местного самоуправления
ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в
жилом помещении.
Необходимо также указать, что для прохождения перерегистрации гражданин
обязан предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения,
подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. Порядок
подтверждения сведений может быть следующим:
— в случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в
ранее представленных сведениях, рекомендуется оформлять это соответствующей
распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее
предоставленных им сведений;
— в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения,
гражданин обязан предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие
изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить
проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении
с учетом новых предоставленных документов.
24. В порядке следует отразить, что право состоять на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими
жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для
снятия с учета.
25. В порядке целесообразно также отразить, что граждане снимаются с учета в
качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
— подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
— утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по
договору социального найма;
— их выезда в другое муниципальное образование на постоянное жительство, за
исключением случаев изменения места жительства в пределах городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
— приобретение ими за счет бюджетных средств, выделенных в установленном
порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления,
жилого помещения. Моментом приобретения жилого помещения рекомендуется
считать дату проведения государственной регистрации права собственности на
недвижимое имущество;
— предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти
субсидии на строительство жилого дома и выделения органом местного
самоуправления земельного участка для этих целей;
— выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие
на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших
основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц
органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на
учет.
26. В порядке следует указать, что решения о снятии с учета гражданина в
качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с
такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях рекомендуется выдавать или направлять гражданам, в отношении
которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня
принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в
судебном порядке.
27. Если после снятия с учета по основаниям, указанным в пункте 25 настоящих
Методических рекомендаций, у гражданина вновь возникло право принятия на учет
в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то принятие на учет
целесообразно производить по общим основаниям.
II. Рекомендации по предоставлению малоимущим гражданам
жилых помещений по договору социального найма
28. При предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору
социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам,
состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального
найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из
времени принятия на учет <*>.
———————————
<*> Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять
на учете, право на внеочередное или первоочередное предоставление жилых
помещений, вне зависимости от уровня их доходов.
29. На основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые
помещения по договорам социального найма предоставляются:
— гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке
непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
— детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их
пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях
социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа,
при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы;
— гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень
которых устанавливается Правительством Российской Федерации <*>.
———————————
<*> Устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с
пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29
декабря 2004 г. N 188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, N 1 (часть I), ст. 14).
30. Решение о заселении жилых помещений рекомендуется принимать в
тридцатидневный срок после приемки жилого дома (части жилого дома)
государственной комиссией в эксплуатацию.
Освободившиеся жилые помещения рекомендуется заселять в тридцатидневный срок
со дня их освобождения.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации заселение
освободившегося непригодного для проживания жилого помещения не допускается.
31. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
жилые помещения по договорам социального найма рекомендуется предоставлять на
основании решений органа местного самоуправления.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
рекомендуется выдавать или направлять гражданам, в отношении которых данные
решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных
решений.
32. Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда могут
предоставляться на основании правового акта соответствующего органа местного
самоуправления, а жилые помещения в домах государственного жилищного фонда —
на основании правового акта соответствующего органа государственной власти.
33. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются на всех
членов семьи, проживающих совместно, с учетом временно отсутствующих, за
которыми сохраняется право на жилое помещение.
34. Исходя из Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального
найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в черте
соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не
менее нормы предоставления.
Необходимо также учитывать, что:
— жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека
предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета;
— жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено
одиноким гражданам общей площадью, превышающей норму предоставления на одного
человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет
собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения
гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний,
указанных в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
35. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по
договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое
помещение, рекомендуется учитывать площадь жилого помещения, находящегося у
него в собственности.
36. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, если в течение
пяти лет перед получением жилого помещения на условиях социального найма
гражданин произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности
жилого помещения или произвел действия, приведшие к ухудшению жилищных
условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, ему предоставляется
жилое помещение с учетом размера жилого помещения, находившегося у него до
отчуждения или до совершения действий, приведших к ухудшению жилищных
условий.
37. Предоставляемое гражданам по договору социального найма жилое помещение
должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, применительно
к условиям данного населенного пункта.
38. На основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации при
предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной
комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, не допускается.
39. Перед предоставлением жилых помещений гражданам целесообразно вновь
представить в органы местного самоуправления документы, предусмотренные
пунктом 8 настоящих Методических рекомендаций, а также письменное
обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении после получения
жилого помещения ранее занимаемой жилой площади на условиях социального
найма, за исключением случаев предоставления жилого помещения в дополнение к
имеющемуся жилому помещению.
40. Решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения
рекомендуется рассматривать как единственное основание для заключения
договора социального найма.
Договор социального найма заключается в письменной форме в порядке,
определенном Жилищным кодексом Российской Федерации.
41. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации при получении
жилого помещения в домах государственного и муниципальных жилищных фондов по
договору социального найма граждане обязаны освободить жилое помещение, ранее
занимаемое по договору социального найма, за исключением случаев
предоставления жилья в дополнение к имеющемуся. При отказе освободить ранее
занимаемое жилое помещение граждане получают жилое помещение, общая площадь
которого соответствует разнице между нормой предоставления жилого помещения в
расчете на данную семью и общей площадью жилого помещения, имеющегося до
предоставления.
42. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане,
являющиеся собственниками жилых помещений, при получении жилых помещений на
условиях социального найма могут безвозмездно передать принадлежащее им на
праве собственности помещение в государственную или муниципальную
собственность. В случае несогласия передать находящееся в собственности
помещение в государственную или муниципальную собственность граждане получают
жилое помещение общей площадью, определяемой в соответствии с пунктом 41
настоящих Методических рекомендаций.
43. На основании Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти
лет перед получением жилого помещения на условиях социального найма гражданин
произвел ухудшение жилищных условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего
Порядка, ему предоставляется жилое помещение общей площадью, определяемой в
соответствии с пунктом 41 настоящих Методических рекомендаций.
44. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации освободившееся
жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживает несколько
нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется
по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или)
собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или
могут быть в установленном порядке признанны малоимущими и нуждающимися в
жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
45. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, при
отсутствии в коммунальной квартире указанных граждан освободившееся жилое
помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой
квартире нанимателям и (или) собственникам на основании их заявления, которые
могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены
общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы
предоставления.
46. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации при отсутствии в
коммунальной квартире граждан, указанных в пунктах 44, 45 настоящих
Методических рекомендаций, освободившееся жилое помещение в коммунальной
квартире предоставляется на основании заявления по договору купли-продажи
гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена
семьи менее нормы предоставления.
47. На основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации при
отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в пунктах 44 — 46
настоящих Методических рекомендаций, вселение в освободившееся жилое
помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация