23:30:44
11 апреля 2021 г.

Тихо вокруг…

Жилищные программыНа минувшей неделе в рамках «Правительственного часа» депутаты Госдумы слушали министра регионального развития Виктора Басаргина и руководителя Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова на тему реализации нацпроекта доступного жилья.

Вы не поверите, но слово «кризис» или его синоним докладчики не произнесли ни разу. Его как бы нет в России. А если и есть, то не в жилищной сфере. Только после вопросов из зала стало ясно, что кризис все же существует, а из ответов – что ему реально что-то противопоставляется. Это обстоятельство не могло не вызвать чувства неудовлетворенности и разочарования, поскольку заявленная тема именно и предполагала обсуждение самых острых вопросов, касающихся реализации экстренных антикризисных мер. Безусловно, спокойствие в сложной ситуации можно только приветствовать. Также следует учесть, что Виктор Басаргин совсем недавно принял бразды правления в свои руки. И все же… Но это эмоции, перейдем к конкретике.

Осторожно: цифра!

Министр проявил разумную сдержанность, перечисляя достижения в реализации национального проекта доступного жилья. Успехам был отведен лишь один абзац его выступления. По оперативным данным Минрегиона за три года жилищный фонд Российской Федерации увеличился на 5,5%, с 2955 до 3118 млн квадратных метров. Обеспеченность жильем на душу населения увеличилась на 4,9%, с 20,9 метров до 21,9 квадратных метров на человека. Годовой объем ввода жилья вырос на 40% до 61 млн квадратных метров. Количество семей, стоящих в очереди на получение жилья, уменьшилось на 21%, с 3,4 до 2,8 млн семей.

В общем, вполне добротный рабочий результат, если бы не одно «но». Если бы к каждой из перечисленных цифр не возник вопрос. Начнем по порядку.

Как видно, за три года жилищный фонд подрос на 163 млн кв. м. Осведомленному человеку бросается в глаза, что с точностью до третьего знака эта цифра совпадает с объемом ввода новостроек за тот же период. А как же снос ветхого жилья? (К примеру, в Москве по этой причине прирост жилого фонда заметно ниже объема ввода). Тут одно из двух. Либо допущена небрежность в расчетах, что нехорошо само по себе. Либо наряду с ростом объемов строительства надо одновременно признать, что в стране из рук вон плохо со сносом ветхого и аварийного фонда.

Кстати, о небрежности. Обеспеченность жильем на душу населения, по информации министерства, увеличилась на 4,9%. В то же время жилищный фонд возрос на 5,5%. В задаче спрашивается, как могло случиться, что прирост площади на все души (5,5%) выше, чем прирост на одну душу (4,9%)? Такое может произойти только при условии, что число этих самых душ возросло. Однако на деле все с точностью до наоборот, в стране остро стоит демографическая проблема, за три года убыль населения составила полтора миллиона человек. Тут очевидная нестыковка, которая, к сожалению, дает повод сомневаться и в других цифрах.

Наконец, по отчету жилищная очередь в стране уменьшилась на 21%. Для справки: ровно на столько же за тот же период уменьшилась очередь и в столице. Но Москва в части предоставления социального жилья безоговорочно признанный лидер. Хотя бы в силу своих бюджетных возможностей. Москва – регион донор. А из цифр министра следует, что дотационные регионы расправляются с очередью ничем не хуже столицы. Объяснить это можно только тем, что новых очередников там не ставят в очередь (ужесточив нормы постановки), а старых просто вычеркивают. Может быть, обстоятельства объективно к этому и вынуждают, но предмет ли это для гордости? Со своей стороны депутаты не придали особого внимания цифровым несуразностям и нашли свои поводы потрепать исполнительную власть.

Денежки тю-тю?

К примеру, законодатели поинтересовались переоценкой активов Фонда содействия ЖКХ. Поясним суть. Указанный Фонд был создан полтора года назад с целью в течение 4-х лет помогать регионам деньгами в ремонте жилья и расселении аварийных домов. В уставный капитал Фонда государство внесло 240 млрд рублей. К концу 2008 года по прямому назначению было потрачено немногим более 50 млрд рублей. Остальные средства для сохранности были временно размещены по различным сегментам фондового рынка. Однако в результате кризиса приобретенные Фондом ценные бумаги потеряли в «весе» от 20% до 50%. Возникает вопрос, где брать деньги на уставные цели, когда подойдет время передавать их регионам. Иными словами, не катится ли Фонд к банкротству?

В ответ гендиректор Фонда Константин Цицин успокоил, что переоценку бумаг они не проводили и особых волнений по этому поводу не испытывают, поскольку сейчас никто ничего продавать не собирается. А через год два ситуация выправится, и бумаги могут еще принести доход. К тому же Фонд поддерживал предприятия реального сектора экономики, выкупая их ценные бумаги.

Кроме того, значительная часть средств, 121 млрд рублей, размещены в коммерческих банках. Средняя доходность составляет 13% годовых. Годовой баланс еще не сформирован, но по прикидке Константина Цицина, с учетом налогообложения и вычета купонного дохода, чистая прибавка может составить 8 млрд рублей, которые уже в этом году пойдут в регионы.

Так-то оно так, но насколько можно понять из ответа, пока одни источники приносят Фонду убытки, а другие доход, но ниже инфляции. В итоге все равно знак «–». И еще не известно, чем все-таки завершится эпопея с ценными бумагами.

Луч надежды

А еще депутаты полюбопытствовали, почему уже много лет подряд коммунальные платежи растут стабильно вдвое быстрее инфляции, в нынешнем году примерно на 25%? Особенно это удивительно сейчас, когда цены на топливо упали, а отопление подорожало в прежнем темпе.

По этому поводу Сергей Новиков разъяснил, что в точном соответствии с решением премьера оптовые цены на газ с первого января для промышленности и населения повышены на 5%. Розничный рынок и тарифы на жилищно-коммунальные услуги относятся к полномочиям субъектов Федерации либо органов местного самоуправления, в которые ФСТ с недавнего времени не могла вмешиваться. Однако 30 декабря был принят закон, который, по сути, продлевает федеральный контроль за тарифами ЖКХ, допускает досрочный пересмотр их в течение финансового года и обязывает субъекты в течение месяца привести свое решение в соответствие с принятым на федеральном уровне.

В этом смысле Сергей Новиков сообщил, что ФСТ сейчас ведет мониторинг тех решений, которые были приняты региональными органами регулирования: «В результате начался процесс плавного снижения тарифов, прежде всего, на тепловую энергию, исходя из того, что имеется существенное снижение цен на мазут и уголь».

Завтра будет лучше, чем вчера

Виктор Басаргин напомнил, что в следующем году истекает срок реализации ФЦП «Жилище», и уже в этом, к сентябрю, планируется сформировать новую программу до 2015 года. При этом есть понимание, что нужен механизм обеспечения земельных участков под строительство необходимой инфраструктуры. Работы предполагается выполнять не только за счет региональных и местных бюджетов, но и с привлечением субсидий федерального уровня. Эта мера должна поддержать предложение на рынке жилья.

Повышенное внимание будет уделено малоэтажному строительству. Как считают эксперты, с точки зрения себестоимости квадратного метра оно наиболее эффективно. В России сейчас две трети объема строительства приходятся на многоэтажные дома. В других странах структура строительства складывается диаметрально противоположным образом. В ближайшей перспективе министерство намерено поддерживать предприятия, нацеленные на индустриальные методы строительства малоэтажного жилья.

В завершение Виктор Басаргин призвал регионы и муниципальные образования воспользоваться ситуацией и начать строительство социального жилья. Это одновременно и стимулировало бы рынок, и решило проблему доходных домов, и позволило бы создать маневренный фонд, и продвинуло жилищную очередь.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация