Московская жилищная газета

В гостях у звезды

Опубликовано на сайте: 04 декабря 2008 г. 07:40
Публикация в газете: №49 (724) от 04 декабря 2008 г.

Елена Стукалина: «На полшага отступить от реальности»

Елена Стукалина: «На полшага отступить от реальности»

Безудержная фантазия, воплощенная в изысканных, но весьма лаконичных графических рисунках Елены Стукалиной, впервые поразила меня этой весной на выставке «Мифология пространства», что проходила в галерее Вхутемас. Сегодня вновь любуюсь произведениями талантливой московской художницы на ее персональной выставке «Библиотека снов». Радуюсь встрече с уже знакомыми работами, восхищаюсь новыми. И не перестаю удивляться.

Без анатомии – тут делать нечего

– Лена, а в семье были художники?

– Да, родители хорошо рисовали, но это не стало их профессией: мама занялась конструированием и шитьем одежды, отец был инженером. Он-то и углядел во мне некоторые способности и лет в одиннадцать отдал в изостудию.

После восьмого класса поступила в художественное училище на отделение промышленной графики, училась искусству живописи, плаката, иллюстрации, изготовлению этикеток и упаковок. Нравилось заниматься всем! Рисунок нам преподавал замечательный педагог Юрий Георгиевич Седов, который был не только талантливым художником, но и очень интересным человеком. В юности прошел всю войну, а потом поступил сразу в два института: медицинский и художественный.

– Не мог решить, куда больше влечет?

– Нет, это он решил сразу и бесповоротно. Но, как и Микеланджело, считал: для того, чтобы правильно изображать человека в движении, необходимо отлично знать его анатомическое строение. А где его познаешь, как не в препараторской? А кто тебя туда пустит, если ты не студент медицинского вуза? Он всегда повторял мне: «Ленка, займись графикой». И это отчасти определило мой выбор.

Эротические чайники

– И кажется, не проглядел... Начали с графических работ?

– Можно сказать, да. Но это совпало с периодом перестройки, когда среди многочисленных бумов произошел и бум керамический. Мы, выпускники художественных училищ, сотрудничали с керамическими мастерскими, которых в то время появилось довольно много. Мне довелось расписывать чайники, использовала сюжеты из Пуссена, Ватто, английского художника Обри Бердслея.

– Не гнушались и эротики? Ведь ею пронизано все творчество этого большого мастера...

– Не гнушалась. Но не копировала.

– И как же раскупались такие эротические чайники в стране, где не было секса?

– Реализацией занимались наши хозяева, но, судя по тому, что заказов было много, расходились чайники хорошо. Потом, когда в страну впустили компьютеры, занялась рекламой в полиграфии.

– Сейчас вы работаете в ЦНФ – Центре национального фильма, бывшем «Центрнаучфильме», хорошо известном старшему и среднему поколению своими короткометражками. Скажите, что-то изменилось со сменой названия?

– Расширилась тематика. Новое имя открывает широчайшее поле деятельности. Сейчас готовятся несколько анимационных проектов, и я участвую в создании полнометражного мультфильма «Звездные собаки Белка и Стрелка».

– Да, видела рекламу по телевидению.

А скоро ли фильм выйдет?

– Будет готов только в следующем году. Уверена, это будет событие!

Дома – в кабинет!

– Чем еще занимаетесь?

– На киностудии я только три дня в неделю. По заказу одной предпринимательницы работаю над очень интересным проектом, который называется «Портреты домов». Заказчица пожелала иметь рисунки всех домов, которые у нее есть в Москве и Подмосковье, чтобы украсить ими рабочий кабинет.

– Да, неплохо, наверное, всегда иметь перед глазами коллекцию собственной недвижимости и время от времени ее пополнять... Но я о другом. Вот у вас есть потрясающий рисунок «Зевс и Европа», чем-то перекликается с Бердслеем. Известно, что гений графики, как теперь называют Анатолия Зверева, всегда проводил точную, безошибочную линию. Просто по вдохновению. А недавно я разговаривала с книжными иллюстраторами, они рассказали, что частенько используют стекло с подсветкой, наносят несколько линий и выбирают из них одну – самую верную. Как работаете вы?

– Бердслей тоже использовал принцип мультипликации. Он калькировал рисунки, выбирая потом самый выразительный. Я тоже сначала делаю небольшой карандашный набросок, а потом, глядя на него, провожу линию, но лишь раз.

– Очень любопытны ваши коллажи с текстами. Как пришли к такому решению. И что первично: от стихов рождается вдохновение или же подбираете их к уже готовому рисунку?

– Бывает по-разному. Это триптих из серии «Города-времена». Две работы у меня уже были, но когда прочитала тексты, поняла – они же так подходят к рисункам! А вот средний рисунок, на котором изображен идущий по улице человек в плаще, а за ним тащатся дома, дорога, был навеян белыми стихами моей знакомой Екатерины Крисановой. Правда, она просит называть их текстами.

– Вы помните свою первую выставку?

– Она была организована студией скульптуры, где мы в то время совершенствовали «обнаженку», называлась «Обнаженное Древо» и проходила в выставочном зале Российского фонда культуры.

Кроме идиотского...

– На пресс-конференции в день открытия выставки искусствоведами было сказано немало добрых слов о вашем творчестве. В частности, что оно укладывается в любой формат (вот модное словечко!) – кроме гламурного, попсового и идиотского. Достал же их этот последний!

– Не стараюсь укладываться в какой-либо формат, просто рисую. Предпочитаю на полшага отступить от реальности, немного обозначив непроявленное. Это же очень интересно наблюдать, как просвечивается иллюзорный мир в так называемом реальном. Поэтому я даю работам свободу самовыражения, жду от них реакции и пожеланий, какими они хотели бы быть. И они всегда готовы вступить в диалог.

– Кроме графики на выставке представлены и ваши живописные работы...

– Нравится экспериментировать и менять технику. Живопись для меня – это дверь в параллельное пространство, это активная медитация. И в этом плане интересным явлением можно назвать детский рисунок. Дети – инопланетяне, приходящие из другого мира. В младшем возрасте они еще кое-что помнят о том, другом пространстве и изображают его легко и непринужденно. Большая сила заложена в детских рисунках, и мне интересно пытаться их расшифровать.

Еще люблю путешествовать. Это так полезно для воображения.

– В вашей квартире немало экзотических вещей, кажется, индийского происхождения. Были в этой стране?

– Несколько лет назад.

– Творческая командировка?

– Нет, друзья пригласили. И сами разработали маршрут. Благо теперь во многих странах издаются подробнейшие путеводители. Появилась возможность путешествовать, не прибегая к дорогим и не всегда надежным услугам экскурсионных бюро.

Индия – страна-загадка, страна высокой духовности, толстая непознанная книга. Побывав в храмах Кришны и Вишну, начинаешь верить, что эти боги реально существуют. Страна притягивает и не отпускает от себя, обязательно снова побываю там – но не торопясь, чтобы пропитаться ароматом ее экзотики.

– На выставке можно было посмотреть и ваши видовые фильмы – впечатления от путешествий...

– Люблю записывать на видео, немного монтажа – и впечатления превращаются в фильмы. Нравится таким образом продлевать красивые мгновения, превращать их в реальность, которую можно «проиграть» еще и еще.

Месяц помидорный

– Расскажите, что за дом, в котором вы живете? Постройка, кажется, начала семидесятых. Давно ли сюда перебрались и откуда?

– Родилась в Королеве, бывшем подмосковном Калининграде. Родители и сейчас там живут. А эту квартиру получила в обмен на однокомнатную, которая осталась от бабушки.

Под окном растут прекрасные каштаны, которые люблю рисовать, не хотелось бы с ними расставаться, ведь Беляево сейчас реконструируется. Но я никуда перебираться не собираюсь. Каштаны красивы в любое время года: зимой, покрытые снегом, весной, когда на них лопаются тугие почки, и потом – когда они в цвету. А уж осенью!..

– Творческие люди обычно весьма изобретательны на кухне. Поделитесь каким-нибудь рецептом?

– Люблю быстрые блюда.

– Те, которые можно быстро съесть или быстро приготовить?

– Второе. Мой день рождения приходится на август – самый помидорный месяц. Берете отварные макароны, лучше какие-нибудь фигурные, и готовите их с помидорами. Добавляете грецкие орехи, зелень, заправляете оливковым маслом, грибной подливкой или майонезом, кто как любит, – и салат готов.

Светлана Тихонравова

Другие статьи на тему: В гостях у звезды

  • Александр Михайлов: «Я душой все равно архитектор»
    Когда любимцу миллионов зрителей, народному артисту России исполнилось 65, с юбилеем его поздравил президент Дмитрий Медведев и подчеркнул: «Творчество Александра Михайлова – одно из лучших среди наследия российских актеров. Талантливо сыгранные им герои стали близки и дороги представителям разных поколений».
  • Федор Конюхов: Главная моя крыша – небосвод
    Он опять в путешествии. 1 января улетел в Новую Зеландию, где стоит его яхта. Оттуда курс на Фолклендские острова вокруг мыса Горн. После морского путешествия – сухопутная экспедиция через монгольскую пустыню Гоби на верблюде по Великому шелковому пути в Калмыкию... Мы разговариваем в тот редкий момент, когда Федор Конюхов на родине.
  • Александр Збруев: «Люблю ощущать тишину в себе и вокруг»
    В минувшем году народный артист России Александр Збруев отметил свое 70-летие. Человек немного замкнутый, он редко появляется на публике вне сцены, отказывается от работы в сериалах, не снимается в рекламе. Между тем любовь зрителя к нему не иссякает. А само имя актера служит знаком качества того «продукта», который выходит на экраны или появляется на подмостках театра, если Александр Викторович принимает участие в его создании.
  • Наталия Лаптева: «И тогда комиссия сказала: «Это некерамично!»
    Так уж сложилось исторически, что в районе Мясницкой всегда располагались мастерские художников. Здесь работали Василий Поленов, Алексей Саврасов, тут находится училище живописи. И нам весьма приятно входить в мастерскую, что находится в переулке с истинно московским названием – Кривоколенный. Улыбается хозяйка, художник-керамист Наталия Лаптева, улыбаются и играют всеми цветами ее многочисленные изделия.
  • Юрий Яковлев: «Начинать пришлось сразу с Шекспира»
    «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней. Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит о своем партнере народная артистка СССР, знаменитая принцесса Турандот Юлия Борисова. – Он «летит» плавно, свободно, мощно, исполненный радостью бытия, даря эту радость людям».