23:30:44
11 апреля 2021 г.

Юрий Норштейн: «В кадре нужно, чтобы веяло полынью и пахло темно-синим»

В гостях у звездыВ Москве с легендой российской анимации Юрием Норштейном невозможно договориться о встрече – очень занят. Встретились в Ярославле, на Международном анимационном фестивале «Золотая Рыбка», где Мастер презентовал детям и участникам кинофорума новую книгу «Снег на траве». И провел мастер-класс.

Сказка сказок

– Вы назвали фильм «Сказка сказок» самым дорогим для вас и самым личным. Почему?

– Потому что исповедальный. Потому что связан с Марьиной Рощей, в которой прожил почти 25 лет. Потому что оттуда уехал. Потому что нашего дома больше нет. А есть огромный, шестнадцатиэтажный. И мост, который в финале фильма, уже не тот. А помню замощенный булыжником… И как вечером в августе, когда шли дожди, пахла пыль, прибитая каплями… И как гремели покрышками синие автобусы, которые тогда ходили по Москве…

…Двухэтажный старый дом в Марьиной Роще. Свеча в банке, чтобы не задуло. Одноногий сапожник, перед которым на куске фанеры разложена обувь, только разнопарки. Обуви тогда, после войны, было больше, чем ног. Желтые акации на бульварах, в густоте кленов тлеющий свет фонарей и тени на земле.

А как хорошо было погружать босые ноги в теплую пыль…

Кажется, что фильм «Сказка сказок» жил во мне задолго до того, как вообще подумал заняться режиссурой. У меня есть совсем детский этюд: бабушка Варя, Варвара Никитична Тимохина, наша соседка в Марьиной Роще – это тоже «Сказка сказок». Но началось не с этого. И даже не с колыбельной. Колыбельную потом все ходил-пел, не знаю, почему. И когда и почему наш Волчок появился – не знаю. Хотя это персонаж из детства. Мне кажется, он так и остался жить в доме, из которого я уехал. Не знаю, что с ним стало, когда дом сломали. В каждом доме должен быть свой домовой.

А фильм начинался со скатерти – большой, белой, закрывающей все столы во дворе (точно так же, как «Цапля и журавль» – со звука камыша). Столы, вынесенные из коммуналок. Солнечное тепло, осеннее – бабьего лета. И скатерть, которая накрыла эти столы, и люди, которые сели за них перед тем, как разъехаться из дома навсегда. В этой последней неторопливой встрече должны были проявиться все, кого знал, и те, кого уже нет, тоже. На перекрестье их разговоров все и должно было вырасти. История дома. А, в сущности – история страны.

Сочиняя заявку с соавтором Людмилой Петрушевской, думали, что Поэт будет в главной роли. Причем не обязательно, чтобы он появился на экране. Могло проявиться его стихотворение – такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета. И согласно тексту стихотворения на экране должна была появиться кошка – любвеобильное, памятливое существо. А еще одинокий башмак-разнопарка, найденный детьми в мусоре, – кто бы мог его там оставить, новый, с целой подметкой, башмак?.. Белье на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей. Дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший с войны… в одном ботинке…

Все это может быть организовано в один сюжет, но сюжет – особенный, сюжет-гармошку, растягивающийся, расширяющийся, а в конце сведенный к одному простому звуку: «Живем». Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье – это каждый мирный день. Каждый.

Пачка кальки из сна

– Часто видите сны? Ведь такое ощущение, что и фильмы, и их герои приходят именно из снов…

– В детстве, когда тяжело болел, снился один и тот же сон. В черноте – в метр высотой пачка тончайшей бумаги. И я должен быстро и аккуратно, листок к листку, переложить всю пачку на другое место. Стараюсь сделать это как можно быстрее, но пачка не уменьшается, а рядом новая не утолщается. Уже потом, работая в мультипликации и имея дело с калькой, не раз думал про этот детский кошмар.

– А как попали в анимацию? Кто были родители?

– Родился 15 сентября в эвакуации, в деревне Андреевка Пензенской области. Но уже в 43-м с мамой и старшим братом вернулись в Москву. Мама, Кричевская Бася Гиршевна, всю жизнь проработала в дошкольных учреждениях: яслях, детском саду, на вокзале в «Комнате матери и ребенка».

А отец – Норштейн Берко Лейбович служил наладчиком деревообрабатывающих станков. Умер, когда мне было 14 лет. Был интересным человеком: не получив образования, знал высшую математику, обладал абсолютным слухом и незаурядной музыкальной памятью. Наизусть мог насвистеть Вагнера и Шуберта. Думаю, что старший брат Гарик, ставший скрипичным реставратором, унаследовал свою музыкальность от отца.

Последние два года в школе я учился сразу в двух школах – обычной и художественной. В художественной, как позже выяснилось, училась и Франческа Ярбусова, будущая жена. Работал на мебельном комбинате, а в 1959-м поступил на двухгодичные курсы художников-аниматоров при «Союзмультфильме», на которой начал трудиться с 1961 года.

Но несмотря на то, что на киностудии познакомился со многими замечательными режиссерами, хотел уйти, потому что мечтал заниматься живописью.

– Пытались поступать в художественное училище?

– Все попытки оканчивались провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем – вот твое место в жизни! А статьи Эйзенштейна о кино сделали свое разрушительное дело – «заболел» режиссурой. На киностудии познакомился с художником-постановщиком Франческой Ярбусовой, результатом чего стало рождение двух детей – Бори и Кати – и совместных фильмов «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок», неоконченная «Шинель» и «Зимний день».

Осторожно: опасно для жизни!

– Какая она – ваша Франческа?

– Франческа для меня загадка. Чем больше ее узнаю, тем меньше знаю. Для долгой совместной жизни это, конечно, хорошо. Остается возможность чего-то неожиданного. Но так как мы связаны совместной работой, то и взаимоотношения становятся значительно сложнее. Никогда в жизни не смог бы сделать такой эскиз, какой она способна сотворить в лучшие мгновения творческого беспамятства… Вот буквально полчаса назад видел ее, казалось бы, просто неспособной мыслить, и вдруг передо мной – художник самого высокого накала! Хоть табличку вешай: высокое напряжение, опасно для жизни.

Сложно работать с художником, а Франческа – художник. Я достаточно ясно представляю кинокадр. Идет подробный поиск изобразительных условий, которые точно отражали бы неизобразимые – абстрактные – свойства кадра. С одной стороны – звучание цвета, запахов, звуков; с другой – изображение мечется, все время в постоянных вздрагиваниях, волнениях, на грани неравновесия.

Внешне грамотное, правильное – не есть путь к достойному результату. И не обязательно художник должен объяснять сделанное себе самому. Говоря о Франческе, всегда вспоминаю строки: «В такую ночь Медея шла, в полях собирая травы волшебные…» Она составляет изображение, как лекарственный сбор. Для стороннего наблюдателя наши с ней разговоры загадочны и темны. Я говорю: «Здесь в кадре мне нужно, чтобы веяло горькой полынью, а здесь – чтобы цветы замыкали на себе ночь и растворяли ее, и чтобы пахло темно-синим». Для Франчески – лучшее мгновение: сохранить творческое беспамятство на протяжении работы в эскизе. Тогда психическая и духовная энергия уплотняется. Между художником и режиссером возникает силовое поле. Я должен лишь создать условия, при которых это становится возможным. И тогда вдруг начинаешь делать то, что не можешь осознать умом, и кажется, что все совершается помимо тебя, по Чьей-то воле.

Глаза мокрого котенка

– Кого считаете учителями?

– Кто мои учителя? Это пещеры Альтамира и Ласко, «Спас» Андрея Рублева, последняя скульптура Микеланджело «Пьета Ронданини», «Менины» Веласкеса, последний период Гойи, «Возвращение блудного сына» Рембранта, Ван-Гог, «Мусоргский» кисти Репина, Павел Федотов, Шарден, Милле, русский и европейский авангард, фильм Жана Виго «Аталанта», шеститомник избранных произведений Эйзенштейна.

Но самые выдающиеся учителя – мои внуки и вообще дети. Глядя на их улыбки, на хрупкие, узкие плечики под рубашечками, понимаешь, что все мировое искусство тогда имеет смысл, если в наших душах открывается любовь.

– Почему же в вашем самом главном фильме возникла тема войны?

– Я – дитя войны, видел жен, сестер, родителей тех, кто не вернулся, кто получал похоронки… А кадры в голове возникали спонтанно, выскакивали непонятно откуда. Очень долго, например, рисовались раскадровки к сцене танцплощадки. И все было лишнее. Чувствовал, что очень важно, как освещено время – какой свет оно рождало. Почему-то кажется, что в шестидесятые света было больше. А после войны было сумеречно. Стояли деревянные столбы с мокрыми потеками, светились слабые лампочки – настолько слабые, что даже можно было разглядеть нить накаливания.

Как-то вечером, возвращаясь с дачи, увидел женщину, было очень темно, только слабый свет лампочки на деревянном столбе. И вот вижу, как женщина вошла на мгновение в круг света и… снова скрылась в темноте. Эпизод разом и придумался.

– В «Сказке сказок» много персонажей, которые наверняка пришли из реальной жизни. Вот печальные глаза Волчка у кого подсмотрели?

– Как-то зашел к одной знакомой, а у нее на стене фотография висит, из какого-то французского журнала. Ее нашел сын этой знакомой, увидел на земле скомканный лист бумаги, развернул, а там – эти глаза. Фотография мокрого котенка, с привязанным к шее булыжником. Его только что вытащили из воды, и фотограф – снял. Буквально секунду назад котенок был на том свете и теперь сидит на разъезжающихся лапах, и один глаз у него горит дьявольским бешеным огнем, а второй – потухший, уже где-то там далеко – совершенно мертвый. Как тут не вспомнить глаза булгаковского Воланда! И вот глаза того котенка перерисовали нашему персонажу. В эпизоде, где Волчок стоит в дверях дома, качает колыбельку и наклонил голову набок… Мы оставили эти глаза в наиболее острых, болевых точках, где требовалось напряжение горящего взора.

– Скажите, бывают ли моменты, когда чувствуете гармонию с миром?

– Они бывают у всех, только у каждого – свои. Простые моменты, но без них жизнь невозможна. Приглашение к столу разделить трапезу… Путник, идущий по дороге… Детская тайна… Чистый лист бумаги на столе у поэта… Дерево распустилось… Простые ценности, очень будничные. Сами по себе они не содержат никакой интриги. И только потом, когда-нибудь, на краю гибели человек понимает, какие ценности – истинные.

Наша справка

Юрий Борисович Норштейн, род. 15 сентября 1941 года в д. Андреевка Головищенского района Пензенской области. Фильмы: «Шинель», «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок» принесли Юрию Норштейну славу как открывателя небывалых, гениальных пространств в мультипликационном кино. А его работа над «Шинелью» изменила представления не только о мультипликации, но и об искусстве в целом. Да, собственно, и о жизни…

Андрей Булов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация