23:30:44
11 апреля 2021 г.

Мария Маханько: «Мечтала снять картину про свой подъезд…»

В гостях у звездыС Марией Маханько мы познакомились на международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского в Ивановской области. Сюда молодая режиссер «с пылу, с жару» привезла свою новую комедию «Егорино горе».

На съемки по болоту

Очарование юности в Маше замечательным образом соседствует с философским взглядом на жизнь, ироничным отношением к себе и умением подметить смешное в окружающей действительности. Мария во всеуслышанье рассказывала в автобусе, как на съемках ее нового фильма эксцентричный хулиган, выпускник первой «Фабрики звезд» и исполнитель главной роли в фильме Михаил Гребенщиков едва не спалил всенародно любимого Игоря Бочкина, когда случайно поджег его ватные штаны…

– Мария, а если отбросить юмор ситуации, то все-таки про что вы снимали фильм?

– Про то, что судьба часто указывает нам правильную дорогу, подсказывает, как надо себя вести и что делать. Но люди порой этого не замечают и потому попадают во всякие неприятные ситуации. А если присмотреться, то всегда есть какой-то выход.

– Вы побывали в самом сердце России, в Ярославской области. Какой вам показалась глубинка? И как проходили съемки?

– Кино снимали в течение месяца под Ростовом Великим, в местечке с экзотическим названием «Поречье рыбное» и на озере Неро. Декорацию главного съемочного объекта – дебаркадер, который в фильме играет важную роль, построили прямо на берегу озера, но когда снег подтаял, выяснилось, что это не берег, а болото. Климатические условия подвели!

Каждый день приходилось топать полтора километра по болоту туда и обратно. Сначала в резиновых бахилах, а когда снег окончательно растаял, переправлялись на лодках. То еще развлечение!

Лента снималась в трудных условиях. В один прекрасный день декорация чуть было не уплыла в озеро, потому что уровень воды поднялся. Художнику пришлось придумывать что-то вроде якоря, чтобы уплывающую декорацию пришвартовать и доснять основные сцены с домиком.

Что касается выбора актеров, то в фильме есть представители молодого поколения – Миша и Алиса Гребенщиковы. А сердца старшего поколения согревают Игорь Бочкин и Рамиль Сабитов. Рамиль обычно играет отрицательных персонажей, а я предложила ему комедийную роль. Он очень удивился и спросил: «А вы уверены?!» Но когда примерили на него костюм Пафнутия – местного деревенского сумасшедшего, – Рамиль настолько проникся, что стал буквально купаться в этой роли.

Миша Гребенщиков не сразу появился на проекте. Мы долго искали главного героя, смотрели в театральных вузах, театрах, цирковых училищах. Пробовались известные актеры, такие как Евгений Стычкин. Но всем кандидатурам чего-то не хватало. Помог случай: заехала я с Мосфильма в гости к родителям, с собой была пачка фотографий с претендентами на главную роль. Разложила ее на столе. Папа зашел в комнату, взглянул на этот пасьянс и вдруг предложил попробовать Мишу Гребенщикова, которого в тот момент показывали в каком-то ток-шоу.

Я отнеслась к предложению скептически: благодаря своему неординарному творчеству Миша всегда казался мне немного безбашенной личностью. Но решила рискнуть и пригласила его на пробы. Миша подумал, будто его разыгрывают: ему уже посчастливилось попасть на передачу «Розыгрыш», где розыгрыш состоял как раз в том, что его приглашали на главную роль в фильме. Он посчитал это второй частью розыгрыша, долго нам не верил. Но пробы прошел хорошо, держался уверенно.

– А Алиса Гребенщикова?

– Мне очень понравился фильм Елены Суни с участием Алисы «Человек в футляре». Но я почему-то вбила в голову, что Алиса у нас играть откажется, и стала искать девушек, похожих на нее. А потом поняла: надо просто позвонить Гребенщиковой. После разговора о драматургии фильма, о задачах, которые ставились перед ее персонажем, Алиса согласилась сниматься.

– Ее знаменитый папа не появлялся в ходе съемок?

– Папа не появлялся, но у него состоялся телефонный разговор с Михаилом Гребенщиковым. Алиса со съемок позвонила БГ и сказала, что снимается с однофамильцем. БГ попросил передать Мише трубку, и артисты долго выясняли, не являются ли они родственниками.

Во ВГИК из Лиссабона

– У вас картине снимается ваша сестра Наталья, которая в этом году заканчивает режиссерский факультет ВГИКа. А как вы обе решились идти в кино?

– Наташа у меня снялась в известном смысле случайно в эпизодической, но яркой роли официантки провинциального клуба. Продюсер предложил на эту роль свою протеже, которая совершенно не подходила, потому что обладала яркой модельной внешностью. Ну, не могла такая умопомрачительная красотка быть официанткой в провинциальном клубе городка под названием «Глухомань»!

Пришлось пойти на хитрость: я договорилась с художниками по костюмам и гриму, пригласила модель к себе и сообщила: мы ее утверждаем, но нарисуем ей фиксы, «фингалы» под глазом, оденем в бесформенное платье… Хорошо, что девушка попалась умная: она все это вежливо выслушала и… на следующий день отказалась. А поскольку время подошло ехать в экспедицию, я схватила в охапку сестру (она тоже красотка, но не метр девяносто, как некоторые, и обладает пышными формами настоящей русской девушки). К тому же сама режиссер, человек творческий, и я была уверена, что она с этой ролью справится.

В итоге я привезла на «Зеркало» фильм художественный, а Наташа сюда же привезла свою первую документальную работу – «Лифтер». Она заканчивает ВГИК в мастерской Сергея Мирошниченко. А я закончила мастерскую Вадима Абдрашитова.

– Тогда давайте поподробнее поговорим о вашей системе координат в искусстве.

– Я выросла в семье абсолютно далекой от искусства. Папа всегда был связан с иностранными языками, мама посвятила себя нашему с сестрой воспитанию. Но папа нас с самого детства водил по театрам, моим любимым был МХАТ. Сейчас любимого театра нет, но есть любимые спектакли.

С детства занималась в различных театральных студиях, потом проникла на съемочную площадку в качестве актрисы, стала играть в любительских спектаклях. Точно была уверена, что поеду поступать во ВГИК на режиссерский факультет.

– Почему «поедете»? Вы же жили в Москве?

– Родилась в Москве, но к моменту поступления в институт шестой год как жила за границей – в Лиссабоне, в Португалии. Там работал папа. У него два раза в жизни были очень длительные командировки – в Бельгию, а потом в Португалию. Так что на родной Таганке мы появлялись наездами.

– «Таганка – девчонка-хулиганка, люблю твои веселые огни…»

– На Таганке и вправду жили (и живем сейчас) в очень веселом доме, где обитает множество комедийных персонажей. В нашем доме есть интереснейшие бабульки, колоритные старички. Есть, например, один интересный персонаж по кличке «Гнутый». Он очень сутулится. Не знаю, сколько этому человеку лет, но он у нас главный по дому: все время строит какие-то шлагбаумы, все всегда и про всех знает.

А в детстве, помню, жила очень смешная бабушка в больших очках с выпуклыми линзами, она всегда сидела на лавочке и была глуховата. Причем, настолько сильно, что слышала только, если ей кричали прямо в ухо. Каждый раз, когда мы входили или выходили из дома, она трескучим голоском задавала один и тот же вопрос: «Ты старшенькая или младшенькая?» Хотя мы с Наташей абсолютно не похожи, и спутать нас сложно. Сейчас нам ее, поверите ли, не хватает…

Есть в доме человек по кличке «Фанера» – очень интересный в кинематографическом смысле типаж. Он всегда пропустит даму вперед, придержит дверь, спросит о погоде – настоящий интеллигент со странной кличкой. Сейчас, к сожалению, дом уже не тот, что был в моем детстве – кто-то из соседей умер, кто-то переехал, атмосфера слегка утеряна, потому что многие квартиры в доме сдаются.

– Эти яркие типажи и попали в ваши фильмы?

– Какие-то манеры их поведения, безусловно, попадали. Я одно время наблюдала за соседями, что-то записывала для себя и даже хотела снять картину про мой дом, про подъезд, потому что персонажи, действительно, очень уж сочные.

– Ваш двор, каким он запомнился?

– А вот двор-то как раз и не запомнился. Именно потому, что в Москве мы бывали наездами. Поэтому ни драк, ни гулянок в моей жизни не было. Только-только умудрялась обзавестись какими-то подружками, как приходилось все бросать, заводить дружбу в новом месте, и снова все бросать.

За границей всегда скучала по московской квартире, ее особой атмосфере. Хотя и в Бельгии, и в Португалии мы жили в очень хороших условиях. Но каждый раз, когда в отпуск приезжали в Москву, я открывала дверь и понимала: я – дома. У каждой квартиры есть свой дух особый.

Снять фуражку с полицейского

– Что входит в вашу персональную формулу комфорта?

– В доме должно быть все необходимое для жилья плюс уют. Нашу семью все время окружают вещи, которые имеют свою историю и были откуда-то привезены. Например, большая коллекция картин, которые папа долго собирал, я помню ее еще с детства. У папы есть интересная коллекция полицейских фуражек из разных стран. Он вообще много путешествовал, и мы с ним заодно, поэтому весь дом полон каких-то необычных безделушек.

– А полицейские ведь не имеют права отдавать свои фуражки?

– Вот именно! Особенно отличительные знаки на них. Но папа каждый раз умудрялся уговорить стражей порядка, причем в разных странах, и они ему преподносили эти сувениры в дар! Как ему это удавалось – уму не постижимо!

– Его страсть к коллекционированию вам не передалась?

– У меня в детстве была внушительная коллекция открыток. Недавно ее нашла, как раз когда мы стали делать ремонт. Было очень приятно открыть эти коробки, каждая из которых связана для меня с определенным этапом жизни. Там есть старинные уникальные открытки, есть советские открытки-агитки, тематика у всех разная. Сейчас вот думаю, куда все это деть?

Черная такса на черном полу

– Вы недавно сделали потрясающе интересный ремонт в квартире. Сами трудились?

– Нет, мы попали в проект «Квартирный вопрос». Мама у нас – главный фанат этой передачи. Мы с сестрой тоже любим разглядывать варианты и обсуждать, примерять на себя. Вот и стали обращать внимание на то, что героями передачи часто становятся люди творческие. Наконец, я села и написала письмо от нас, прочитала домашним, все одобрили. Потом мы с Наташкой взяли киношную хлопушку, написали на ней «Квартирный вопрос», взяли в руки по таксе (у нас их две) и сфотографировались в интерьере, как того требует передача. Уже на следующий день нам позвонили с телевидения: «Хотим приехать, познакомиться». Нас снимали на камеру и в результате сообщили, к нашей великой радости, что «можете покидать квартиру на месяц». Через полтора месяца мы вернулись и обалдели.

В квартире сошлись все возможные стили – там было что-то от японского направления, что-то от колониального стиля, что-то от европейского, благородная английская клетка. То есть в коктейле было намешано много-много всего, но самым необычным стало присутствие черного цвета. Он, как ни странно, смотрится очень уютно и органично: черный пол, черные этажерки для книг. У нас очень много книг в доме, и мы больше всего боялись, что нам сделают нефункциональный интерьер, что некуда будет все эти книги складывать. Но в результате получили множество этажерок, полочек, причем все массивное и добротное.

Чем-то эта история мне напоминает Португалию: я думаю, дизайнеры прислушались к тому, что мы рассказывали о себе и своей жизни, и сделали «микс». Больше всего нравится огромная американская люстра с лампами из матового металла и светильники. Есть, например, бра, напоминающее расколовшуюся плошку. А комната получилась необычайно светлая. Портьеры бежевого бархата с черной окантовкой, горизонтальная опускающаяся штора, на которой изображены самураи, лошади…

– Всем понравилось это решение, или были какие-то возражения со стороны мамы и папы?

– Когда все улеглось, отзвучали официальные речи, мы сели уже без камеры и поняли, что нам все очень нравится (хотя все это чрезвычайно необычно). Если бы мы сами делали ремонт, то вряд ли в голову кому-то пришло красить пол в черный цвет. Но решение интересное. Единственная проблема теперь: одна из такс – черная. И когда она устраивается на черном полу, мы теряем ее из виду.

Наша справка

Мария Маханько, кинорежиссер, родилась в Москве. В 2004-м закончила с красным дипломом ВГИК в мастерской В. Абдрашитова. Сняла короткометражные фильмы «Маленькое счастье за 10 франков», «Вспомнилось», «За счастьем», «Гаммы», документальную картину «Человек несуществующей профессии», сериал «Русское средство». В полнометражном игровом кино дебютировала картиной «Жулики» в 2006 году. В 2007-м сняла картину «Егорино горе». Обладательница призов МКФ за «Лучший режиссерский дебют», «За яркий дебют в комедии» и др.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация