Московская жилищная газета

Уютный дом

Опубликовано на сайте: 28 марта 2012 г. 00:00
Публикация в газете: №11 (883) от 22 марта 2012 г.

Затевая ремонт, будьте готовы к обороне

Затевая ремонт, будьте готовы к обороне

Верная примета приближающегося тепла – начало ремонтного бума. Впрочем, ремонт нынче – явление круглогодичное. Рано или поздно каждой приводит свое жилище в порядок. Кто-то справляется сам и делает все своими руками. Кто-то нанимает «шабашников». Конечно, наиболее цивилизованный вариант – обратиться в специализированную фирму.

Однако и в этом случае могут возникнуть самые неожиданные проблемы. Как избежать неприятностей и пустых трат? Что делать, если вам халтурно установили окна либо подсунули не те стройматериалы?

Отступить от шаблона

Если принцип «сделай сам» вам не подходит, обратитесь в компанию, которая обязуется взять все заботы на себя. И первое, с чего следует начать, обговорите условия сотрудничества, зафиксировав их на бумаге – в договоре.

Как правило, во всех строительно-ремонтных фирмах договоры носят шаблонный характер – один документ отличается от другого лишь фамилией заказчика, перечнем работ и ценой. Прежде чем подписать такой договор, внимательно проштудируйте его. И в случае, если вас что-то не устраивает, не стесняясь, укажите на такие пункты. Серьезная компания всегда пойдет навстречу клиенту и внесет в «канонический» текст изменения.

Помните! Именно содержанием договора во многом определяются ваши дальнейшие права.

При заключении договора от вас, как от заказчика, потребуется паспорт, чтобы внести ваши данные.

Что касается исполнителя, то если это юридическое лицо, должны быть указаны его ИНН, КПП (код причины постановки на учет), ОГРН (общероссийский государственный регистрационный номер), юридический адрес, должностное лицо, которое будет подписывать договор (как правило, это гендиректор) и банковские реквизиты. Если же вы имеете дело с индивидуальным предпринимателем, то необходимы его ИНН, ОГРНИП, адрес, паспортные данные.

Буквоед всегда прав

Теперь о предмете договора – о том, что конкретно должно быть сделано. Это самый важный пункт, и в нем нельзя просто написать, что исполнитель обязуется осуществить ремонт. Необходимо как можно подробнее зафиксировать, какие работы и в каких помещениях квартиры предстоит выполнить. Какие стройматериалы будут при этом использованы, кто их предоставит (купит заказчик или приобретет все исполнитель).

Определитесь со сроком проведения ремонта. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» срок выполнения работы может определяться датой, к которой она должна быть закончена или датой, к которой исполнитель должен приступить к исполнению договора. По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Следующий важный пункт – цена договора (смета). На выполнение ремонта может быть составлена твердая или приблизительная смета.

Если в будущем возникнет необходимость выполнить дополнительные работы, и по этой причине цена превысит приблизительную смету, то исполнитель обязан своевременно предупредить вас об этом. Если вы не дадите согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя заплатить за уже выполненную работу.

Это важно

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы в пределах приблизительной сметы.

Однако, волынка...

Итак, договор подписан, в нем установлены сроки исполнения услуг. Но время идет, сроки подходят к концу, а работы даже не начинались. Что делать?

Уж точно не сидеть сложа руки, ожидая, когда у фирмы проснется совесть. Нужно направить ей претензию, указав, что она нарушает сроки, установленные договором. И выдвинуть свои требования. Ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» допускает такие варианты. Если исполнитель нарушает установленные сроки, вы вправе назначить ремонтникам новый срок. Но сделать это необходимо не в устной беседе, а на бумаге. Назначенные потребителем новые сроки указываются в договоре о выполнении работы, либо в дополнительном соглашении к договору.

Если и эти сроки будут пропущены, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования. А именно – поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами, потребовав от исполнителя возмещения понесенных расходов.

Сразу оговоримся. Если вы прибегнете к такому способу защиты своих прав, то не рассчитывайте, что исполнитель тут же поспешит возмещать ваши расходы. Скорее всего, для того, чтобы получить свое, придется обращаться в суд. А в суде необходимо будет доказать, что исполнитель нарушил сроки, установленные договором, и потребовать уменьшения цены за выполнение работы или отказаться от исполнения договора. При этом исполнитель не вправе требовать возмещения уже сделанных им затрат, а также платы за выполненную работу (за исключением случая, когда потребитель эту работу принял).

Итак, в претензии надо четко указать, что вы хотите – уменьшить цену работ, отказаться от исполнения договора и т. д. Кроме того, у вас есть право потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Неустойка за просрочку

Еще одно право потребителя – потребовать с исполнителя уплаты неустойки за нарушение установленных сроков.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение сроков исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый день (или час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены выполнения работы. А если цена договором о выполнении работ не определена – от общей цены заказа. Договором между потребителем и исполнителем может быть установлен и более высокий размер неустойки (пени).

3% – размер законной неустойки, то есть установленный законом. Но в договоре может быть указан и меньший размер, ведь исполнитель составляет договор с учетом своих интересов. Поэтому неустойка может быть зафиксирована, к примеру, в размере 0,1% за каждый день просрочки. Однако в данном случае потребитель может считать себя не связанным условиями договора: в соответствии п. 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, при составлении претензии вы вправе требовать с исполнителя заплатить неустойку в размере 3%, а если он откажется, можно смело обращаться в суд.

Правда, суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 Гражданского кодекса). К примеру, сумма взыскиваемой неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа.

Особенности жанра

Составляя претензию, в ней необходимо указать, что исполнитель нарушил сроки, установленные договором; выдвинуть одно из установленных законом требований; просчитать размер неустойки и потребовать выплатить ее в добровольном порядке.

Претензию следует составить в двух экземплярах, один вручите исполнителю, а второй с отметкой о принятии оставите себе. Этот документ пригодится, если понадобится добиваться защиты своих прав через суд.

И еще правило. Даже если исполнитель возместит убытки, это не освобождает его от обязанности выполнить принятые им обязательств в натуре. Иными словами, просрочил с окончанием штукатурных работ – обязан заплатить неустойку и доделать всю работу.

Вокруг гарантии

Установить на работы или услуги гарантийный срок – не обязанность, а право исполнителя.

Если гарантийный срок установлен, и за это время обнаружились недостатки, потребитель вправе предъявлять свои требования. Например, на окна установлена гарантия пять лет. Если в течение этой пятилетки выявится какой-то брак, можно смело писать претензию исполнителю об устранении дефекта.

Как быть, когда гарантийный срок не установлен? В этом случае, гласит Закон «О защите прав потребителей», заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками работ в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе. Правда, нужно будет доказать, что недостатки возникли еще до принятия работ.

Халтура замедленного действия

Как это часто бывает, при приемке работ заказчика все устраивает, а потом в процессе эксплуатации выявляются скрытые дефекты. Например, через новые окна дует, дверь перестает закрываться, а обои начинают сползать со стен.

Если вы уверены, что эти дефекты возникли не по вашей вине, обращайтесь с претензией в компанию, которая занималась установкой окон, дверей, штукатурила стены.

В претензии укажите, на основании какого договора вам, например, устанавливали окна, когда проходила установка, и в чем заключается изъян проделанной работы.

Затем сформулируйте ваши требования (при обнаружении дефектов у потребителя есть право требовать!).

Можно, к примеру, потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы.

Они должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. То есть вы сами назначаете время, когда хотите получить надлежаще выполненную работу. Если исполнитель нарушит этот срок, такое нарушение дает право потребителю требовать неустойку (3% за каждый день просрочки).

Можно также потребовать безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.

Требование о безвозмездном изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы.

Можно настаивать и на соответствующем уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги) или на возмещении понесенных вами расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

Также у потребителя есть право вообще отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки не устранены или обнаружены существенные отступления от условий договора.

Можно передумать

Вы заключили договор на выполнение определенной услуги или работы, а затем передумали и решили отказаться. У вас есть такое право. Правда, с некоторыми оговорками.

В соответствии со ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» можно отказаться от исполнения договора о выполнении работ в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, которые связаны с исполнением обязательств по данному договору.

Чтобы расторгнуть договор, нужно направить исполнителю заявление на расторжение (отказ) от договора. Скорее всего, исполнитель не откажет вам в просьбе, но при этом может отказаться вернуть какую-то сумму по договору, аргументируя это фактически понесенными расходами.

Впрочем, ситуации бывают разные. Одно дело, если вы заказали изготовление и установку окон. Окна сделали, но не успели поставить, а вы отказываетесь от договора... В данном случае исполнитель может удержать деньги, потраченные на изготовление, а оставшуюся сумму (за доставку, демонтаж, монтаж и т. д.) обязан вернуть. И совсем другое дело, когда вы заключили договор на штукатурку стен в квартире с предоставлением своих стройматериалов, но отказались от договора задолго до того, как исполнитель приступит к работе. В данном случае исполнитель не понес расходов, и потому вы имеете полное право на возврат всех заплаченных денег.

Все дороги ведут в суд

Если между вами и исполнителем возник спор о возврате денег за отказ от договора, или исполнитель не желает сделать это в добровольном порядке, придется обращаться в суд. Без него не обойтись и в том случае, когда вы намерены наказать халтурщиков-обманщиков и защитить свои права.

Для обращения в суд потребуется подготовить документы. Понадобится исковое заявление, в котором должны быть указаны:
– наименование суда, в который подается заявление;
– Ф.И.О. истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
– наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
– в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
– обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
– цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
– сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
– перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению прилагаются:
– его копии в соответствии с числом ответчиков и третьих лиц;
– доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
– документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
– доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
– расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с числом ответчиков и третьих лиц.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
– нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – месту его жительства;
– жительства или пребывания истца;
– заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту их нахождения.

Екатерина Дагинова

Другие статьи на тему: Уютный дом

  • Терминатор в вашем доме
    «Не прогуляться ли? Хоть подышим воздухом». И это говорят в загазованном городе! Но, увы, специалисты правы. В квартире, по их мнению, что ни изделие, то опасные выделения, угроза здоровью. Как же оздоровить домашнюю атмосферу?
  • С новым... ремонтом!
    Намечая задачи на будущий год в преддверии зимних праздников, многие подумывают затеять ремонт. Но прежде нужно определиться с фронтом работ, продумав все детали, найти специалистов и, разумеется, предотвратить все возможные неприятности.
  • Чтобы к вам пришла лишь осень
    Летние деньки остались в прошлом – значит, для многих настала пора проститься с любимой дачей до весны. Увы, помимо вступившей в свои права осени, в ваше отсутствие на участок могут нагрянуть воры или хулиганы. Как же грамотно подготовить дачу к долгому отсутствию хозяев и сберечь имущество?
  • Что нам стоит дом построить
    Лето – прекрасная пора для того, чтобы заняться строительством дачи или привести в порядок загородный дом. Насколько благоустроенной окажется «фазенда», зависит от того, какие специалисты будут заняты строительством, и грамотно ли оформит с ними деловые отношения хозяин дачи. Проверить нужно все – от каждой строчки в договоре до последнего вбитого гвоздя.
  • Откуда взялся на крыше петух?
    Эти забавные фигурки на крышах дач мы обычно воспринимаем как некий анахронизм, и все же флюгер – это весьма эффектное украшение, способное не только придать завершенный вид частному коттеджу, но еще и точный метеорологический прибор, который может оказаться полезен.