23:30:44
11 апреля 2021 г.

Тайна сия велика есть

Рынок недвижимостиКакие сюрпризы принесет налог на недвижимость? Чем больше этот вопрос беспокоит граждан, тем меньше предметной информации доводят до них органы законодательной и исполнительной власти. Не знают (не говорят) ничего о том, как будет определяться новый налог, к кому применяться и т. п. Попробуем прояснить ситуацию в самом первом приближении.

Богатые волнуются, поскольку их заботит ликвидность капиталов, вложенных в недвижимость. Бедные опасаются дополнительных расходов, связанных с налогами на жилье. Средний класс тревожит рост арендных платежей на жилые и нежилые площади, расходы по загородной недвижимости.

Понятно, что самое главное – это размер налога, который будет определяться в процентном отношении к рыночной стоимости недвижимости за один год. К примеру, вы имеете земельный участок недалеко от МКАД с дачным домиком 6х6 метров. Рыночная стоимость такой недвижимости составляет 10 000 000 рублей. Если предполагаемый налог будет равен 0,1% от стоимости вашего имущества, то в год придется платить 10 000 рублей (терпимо).

Представим, что налог составит не 0,1%, а 1%. В этом случае ежегодно собственник вынужден будет отчислять в казну по 100 000 рублей (для среднего класса уже неприемлемо).

Если же домик представляет собой коттедж и находится на элитной трассе, а его стоимость составляет от 50 000 000 рублей, то по аналогии с приведенными выше примерами собственнику придется платить или 50 000 (0,1%) в год или 500 000 (1%).

Будут ли наделены субъекты РФ самостоятельными полномочиями по определению размера налога?

Если чиновники на местах получат такое право, то нас может ждать повторение жилищно-коммунального произвола, когда местные органы власти самостоятельно определяли стоимость услуг ЖКХ. Ни для кого не секрет, что в регионах всегда присутствует дефицит бюджета, а аппетиты чиновников – в профиците. К тому же контроль над местной властью в регионах не слишком жесткий. Правила диктуют сильные мира сего, т. е. сама местная власть. Поэтому, если наделить чиновников на местах правом устанавливать размер налога на недвижимость самостоятельно, то население в ряде регионов действительно могут ожидать «сюрпризы».

Будет ли снижение размера налога поставлено в зависимость от стоимости имущества? Правильным и логичным было бы предусмотреть снижение процента по налогу при увеличении размера стоимости недвижимого имущества: чем выше его цена, тем ниже процент по налогу. Однако законодатели могут пойти по иному принципу, невыгодному населению, но выгодному государству (и кроме того, известному на практике). А именно – обладаешь собственностью существенной стоимости, соответственно, ты богат, и потому не имеешь права на налоговые льготы. Наоборот, налог должен платить больше (аналогия налога на роскошь).

Теперь пример. Собственник 3-комнатной квартиры в Москве стоимостью 10 000 000 рублей при налоге в 0,1% от стоимости квартиры заплатит в год 10 000 рублей, а собственник пентхауса стоимостью 100 000 000 рублей при повышенном налоге на недвижимость, равном 1%, будет вынужден платить 1 000 000 рублей ежегодно – несоотносимые цифры.

Будет ли налог на недвижимость учитывать доходы собственника, и если будет, то как? С учетом того, какая политика в отношении определения уровня жизни населения действует сейчас в государстве, на наличие льгот при незначительном доходе или его отсутствии рассчитывать не приходится. Почему? Вы можете быть неработоспособным, не иметь никакого дохода, кроме пенсии по инвалидности, однако, если по наследству вам «перепадет» квартира или земля, то вы автоматически попадете в класс населения со средним достатком.

Данный подход в отношении льгот малоимущему населению изначально лишает собственников недвижимости права претендовать на скидки по налогам, за исключением наличия единственной собственности – небольшой квартиры или комнаты, как основного места проживания с обязательной регистрацией в нем.

Кто сможет рассчитывать на послабление? Уже сейчас можно очертить примерный круг лиц, которые будут иметь льготы, освобождающие их от налогов, или уменьшающие размер налога. Как правило, к таким категориям льготников причисляются участники ВОВ, которых, наверное, по пальцам можно перечесть, Герои России или Советского Союза, почетные доноры или матери-героини. Список пока не определен и неизвестен, но уже можно догадываться.

Что станет с частными инвесторами? Будет ли пропорционально увеличиваться шкала налогового процента в отношении второго, третьего, четвертого и т. д. объекта недвижимости? Если данное правило найдет свое отражение в законодательстве, то не исключено, что такое понятие как инвестиция в недвижимость существовать перестанет.

Олег Сухов, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация