23:30:44
11 апреля 2021 г.

Даешь хорошую поправку!

ЖКХПроекты поправок в Жилищный кодекс постигла нелегкая судьба. Сначала их было несколько, потом некоторые проекты «зарубили», часть депутатов объединили свои варианты в один, известный как «проект Пехтина-Плескачевского-Шипунова». В результате он и был предложен к первому чтению еще накануне 2011 года. Проект скандальный, не в пользу жителей, авторы в нем явно лоббировали интересы бизнеса и коммунальных монополий.

Активная позиция жилищной общественности, многократные обсуждения новаций на самых высоких площадках сделали свое дело. Ко второму чтению некоторые спорные моменты из проекта убрали, что-то подкорректировали. И, о чудо, в нем появилась новая поправка, которую можно назвать проблеском в жилищном законотворчестве. И что самое удивительное, она прошла третье чтение.

Статья 161 в законопроекте называется «Совет многоквартирного дома». Понятно, что в ТСЖ и ЖСК интересы жителей представляют правления и их председатели. При непосредственном способе – уполномоченное собственниками лицо. В домах, выбравших управляющие компании, договора подписывают индивидуально, люди, как правило, разобщены, спорные вопросы решают в одиночку. В таких случаях управляющие диктуют им свои условия и о паритете интересов не может быть и речи. В некоторых домах собственники пытаются организоваться. Действуют инициативные группы с неясными полномочиями либо домкомы, о которых в Жилищном кодексе даже не упомянуто. Это была очевидная брешь в законе и, наконец, ее ликвидировали. После принятия поправок у жителей домов, в которых работают управляющие компании, будет свой представительный орган.

Посмотрим, каким его представляет себе законодатель.

Совет

Избираться совет будет на общем собрании из числа собственников дома. Сколько в в нем будет членов, определит общее собрание с учетом количества подъездов, квартир. Регистрации в органах местного самоуправления или еще где-либо не предусмотрено. Полномочия совета будут схожи с полномочиями правления ТСЖ. Он обеспечивает выполнение решений общего собрания, выносит на обсуждение предложения о порядке пользования общим имуществом, в том числе земельным участком, проекты договоров, заключения по ним. Планирует и организует работу по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и контролирует каче-ство услуг, как жилищных, так и коммунальных, представляет на утверждение годового общего собрания отчет о проделанной работе. А если в течение года его не избрали либо решение об избрании не реализовали, то тогда орган местного самоуправления в трехмесячный срок созовет общее собрание и включит в повестку вопрос либо об избрании совета, его председателя, либо о создании в этом доме ТСЖ.

Председатель и комиссия

Из числа членов совета избирается председатель. Причем избирается общим собранием, а не правлением, как в ТСЖ. Председатель руководит советом, но подотчетен общему собранию. Он переговорщик с управляющей организацией; если жители дали ему доверенности, то он от их имени заключает с ней договор. Права и обязанности по договору возникнут у тех собственников, которые дали председателю доверенности. Председатель контролирует выполнение обязательств по договору, подписывает акты приемки услуг и выполненных работ, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств. Он и в суде может выступать как представитель собственников по делам, связанным с управлением домом и предоставлением коммунальных услуг.

Кроме совета, законодатели предлагают создание еще и комиссий собственников – коллегиальных совещательных органов управления домом. Они также создаются по решению общего собрания или совета.

Без тяжкой ноши

Первая мысль, что пришла в голову после изучения поправки: вот с чего надо было начинать реформу ЖКХ. Давайте посмотрим правде в глаза. В 2005 году мы были не готовы к массовому созданию ТСЖ, к сознательному выбору управляющих организаций и уж тем более к грамотной работе с ними. Потому и наломали много дров. ТСЖ, безусловно, наиболее совершенная форма управления. Но выбор ее влечет за собой создание юридического лица, а это обязывает не только иметь квалифицированный штат управления – бухгалтера, юриста, инженера и председателя – семи пядей во лбу, но и нести груз ответственности – вплоть до уголовной за просчеты и нарушения, совершенные чаще всего по незнанию. Такой груз потянет не каждый энтузиаст. А в каких условиях рождались ТСЖ? Разве кто их щадил? Их давили со всех сторон – налоговики, исполнительная власть на местах, бывшие управляющие компании, коммунальщики. Создавались и выживали настоящие ТСЖ не благодаря, а вопреки.

Совет можно рассматривать в двух ипостасях. Как подготовительный этап к переходу на профессиональное управление – освоились, поняли, что готовы и – в ТСЖ! Но если так и не нашлось человека, готового взять на себя юридическую ответственность за целый дом, за всех собственников, работать по 24 часа в сутки, если никто из жителей так и не обнаружил в себе управленческих талантов, то совет – структура общественная, не обремененная обязанностями юридического лица, может стать самодостаточной формой общественного управления. При этом домом люди могут заниматься в свободное от работы время, в меру своих сил, знаний и возможностей, без риска совершить ошибку, нанести вред собственникам, общему имуществу, попасть под административный штраф какой-нибудь контролирующей организации или, что еще хуже, под уголовную статью.

Кому сказать спасибо

С чьей же легкой руки попала в законопроект эта уникальная по значимости новация? Она была внесена в составе поправок, предложенных правительством России. Однако показалось сомнительным, чтобы столь «народная» идея родилась в недрах правительственных кабинетов.

И все же авторов идеи найти удалось. Ими оказались наши эксперты, ведущие Школы управления, руководители общественной организации «Российская Жилищная Федерация» Герман Ломтев и Лариса Денисова.

Вот что рассказал Герман Ломтев:

– С идеей создания постоянно действующей в каждом многоквартирном доме общественной структуры мы «носимся» уже три года, обсуждаем ее на форумах нашей организации, шлем в правительство экспертные предложения. В Жилищном кодексе прописана обязанность собственников ежегодно проводить общие собрания. Хорошо! Провели. А дальше что? Кто-то должен подсчитать голоса, обнародовать протокол, хранить его, обеспечивать выполнение решений.

Очевидна и еще одна проблема. В домах ТСЖ, ЖСК перед тем, как представить отчет правления собранию, его проверяет ревизионная комиссия и дает собственникам свое заключение. Управляющие организации также обязаны ежегодно отчитываться. Но оппонента по их отчету от дома нет. Что же это за отчет!

Иными словами, в доме должна быть организованная сила, представляющая интересы всех жителей. Мы назвали ее «Постоянно действующий президиум общего собрания». Рады, что правительство услышало нашу идею и трансформировало ее в увесистую поправку к Жилищному кодексу, да и название структуры – совет дома, согласен, более понятное и простое. Надеюсь, что поправка о советах займет достойную позицию в Жилищном кодексе.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация