Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 25 марта 2011 г. 12:13
Публикация в газете: №12 (834) от 24 марта 2011 г.

Пора поверить счетчики

Пора поверить счетчики

Приборы учета воды – существенная экономия семейного бюджета для многих москвичей. Однако не все понимают, что счетчики – сложные технические устройства, требующие специального обслуживания, поверки.

В редакцию «КР» обращаются граждане, которым стали приходить письма с предложением провести поверку приборов учета воды. Иначе грозят перевести на оплату по общедомовым счетчикам или по нормативам, а платить «за того парня», сами понимаете, не хочется. Тем более, впереди лето, когда многие живут на дачах и водой в московских квартирах не пользуются.

За разъяснениями – что такое поверка, обязаны ли жители ее проводить, за какие деньги – корреспондент «КР» обратился к заместителю генерального директора группы компаний «Мультисистема» Андрею Абащенко, одной из крупнейших компаний, которая занимается изготовлением, установкой, техобслуживанием и поверкой счетчиков на воду.

Обязательна по закону

– Андрей Николаевич, что такое поверка счетчиков, как часто ее надо проводить и почему?

– Поверка, если говорить официальным языком, – это совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы или другими уполномоченными на это организациями, чтобы определить и подтвердить соответствие средств измерения установленным требованиям.

В соответствии с требованиями федерального закона № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений» и постановления правительства Москвы № 77-ПП, приборы учета воды относятся к средствам измерения. А любое средство измерения в зависимости от его типа, вида, условий работы подлежит обязательной поверке через определенный период времени, чтобы тот, кто его использует, и те, кто контролирует потребление ресурсов по счетчикам, были уверены в его показаниях. То есть человек, который не провел поверку своих счетчиков, нарушает федеральный закон.

Сроки поверки приборов учета определяются производителем – это прописано в паспорте на прибор, а также в постановлении правительства Москвы № 77-ПП (п. 7.9). Счетчики на горячую воду должны проходить поверку раз в 4 года, на холодную – раз в 6 лет. Срок поверки исчисляется с даты установки приборов учета.

В Москве стали устанавливать счетчики на воду начиная с 2000–2002 гг. Так что сроки поверки давно подошли.

Мы занялись этим делом, чтобы, во-первых, помочь людям соблюсти закон, а, во-вторых, удостовериться в правильности показаний счетчиков. Ведь приборы учета могут работать неправильно, причем и в сторону уменьшения показаний, что для потребителя вроде бы выгодно – но нечестно по отношению к тем, кто продает воду. А если счетчик «врет» в большую сторону? Даже на 10-15% – в рублях это выливается в приличную сумму, которую житель переплачивает.

Так что поверка нужна самому жителю, чтобы быть уверенным, что он оплачивает то количество воды, которое потребил. Иначе смысл установки приборов учета теряется.

Есть варианты?

– Как проводить поверку?

– Существует несколько способов, основных – два. Первый – непосредственно на дому. И здесь есть несколько вариантов поверки по типу переносных стендов. Первый предусматривает снятие прибора учета и установку его в стенд. Второй – допускает проведение поверки, не снимая приборов учета.

На первый взгляд, удобно. Пришел мастер и поверил приборы. Но возникает масса вопросов. Если поверка проводится со снятием приборов, необходимо, чтобы водозапорная аппаратура работала идеально. Поэтому надо либо перекрыть стояк – вызвать людей из ДЕЗа, которые бесплатно это не сделают. Либо сначала сменить кран, а потом уже вызвать мастера для проведения поверки.

Сама процедура занимает довольно длительное время, да и опять же это нарушение целостности системы. Учитывая состояние наших труб, иногда бывает просто опасно их трогать.

Второй вариант – поверка без снятия прибора учета – казалось бы, прогрессивный метод, но проводить ее имеет право только метролог – сертифицированный специалист. А я не уверен, что те люди, которые ходят по домам, предлагают услуги, все метрологи. А, во-вторых, они поверяют все приборы подряд, даже те, которые не допускаются к применению в городе Москве. По постановлению № 77-ПП счетчики должны иметь импульсные выходы, быть длиной 8 см (ранее ставили устаревшие приборы длиной 10 и 11 см) и обладать антимагнитной защитой.

Если прибор неисправен, поверитель, производящий поверку на дому, предлагает заменить его на новый, работающий, потому что исправить или подрегулировать его на месте он не может. Где поменять? Естественно, он предлагает услуги своей компании. А где гарантия того, что поверитель честен с потребителем? Он приходит к бабушке, спрашивает: «Много ли платите за воду?» «Много, сынок», – отвечает бабуля. «Так прибор врет в большую сторону, менять надо, поверку-то он не прошел», – отвечает поверитель. Любая бабушка согласится поменять.

Так что поверка на дому, во-первых, допускает поверку тех приборов, которые не допущены к применению, во-вторых, оставляет повод для неких манипуляций с жителями и, в-третьих, занимает немало времени. А, учитывая состояние труб и водозапорной аппаратуры, может привести к нехорошим последствиям, вплоть до залива.

Поэтому мы выступаем за второй, на наш взгляд, более объективный метод поверки – замену прибора учета на поверенный прибор.

Все удовольствие за 15 минут

– Расскажите подробнее об этом методе – замене старого прибора на поверенный…

– Все просто. У нас есть некий обменный фонд, и он регулярно пополняется. Клиент заказывает поверку. Приходит мастер, меняет прибор, который стоял у жителя, на поверенный – бывший в употреблении, который прошел поверку на стенде в нашей лаборатории.

Операция занимает минут 15. И точность показаний этого прибора во многих случаях даже выше, чем у новых счетчиков. Причем, мы его почистили, разобрали, убрали отложения, поменяли при необходимости детали, то есть счетчик прошел полный ремонт и техобслуживание.

А тот прибор, который стоял у жителя, мы забираем себе в обменный фонд. Опять же, если он допустим к применению в дальнейшем.

Дело в том, что подавляющее большинство счетчиков, установленных с 2000 года, поверке не подлежат, поверяются лишь два-три вида, и зачастую жителям необходимо менять свои старые счетчики на новые.

Мы не лукавим. Есть список приборов, подлежащих и не подлежащих поверке, который постоянно пополняется.

– Люди недоумевают и обижаются – у меня счетчик работает хорошо, зачем его менять?

– Нельзя быть уверенным, что с ним все в порядке, пока он не пройдет поверку. Даже из качественных приборов типа «Сименс» первых выпусков, которые собирали в Германии, поверку проходят процентов 60, а 40% приходится выкидывать.

Вроде бы обидно – житель вложился, а теперь надо опять тратиться. Но, во-первых, это были старые приборы, и они сейчас просто не допустимы к применению, во-вторых, в то время не было таких жестких стандартов по применению приборов учета в Москве.

Берегись «Берегуна»

– Какие типы счетчиков не подлежат поверке?

– Прежде всего, счетчики под названием «Берегун», среди них много подделок. Получается некая антиреклама, но не сказать об этом не могу. В свое время их ставили в массовом порядке, особенно – за счет средств бюджета города. Так вот они не проходят поверку в 97% случаев. И, к сожалению, те люди, которым поставили такие приборы учета бесплатно, будут вынуждены покупать новые счетчики.

Однозначно на замену идут все приборы разных производителей длиной 10 и 11 см.

И еще:

Счетчики СГИ/СХИ поверяются только после 2004 года выпуска длиной 8 см и с антимагнитной защитой.

Счетчики ЕТКi/ЕТWводоучет – только если импульсный выход находится сбоку или с лицевой стороны с краю, а если в центре – такой прибор подлежит замене на новый. Приборы Теshem – также поверяются в зависимости от расположения импульсного выхода.

Поверяются счетчики Elster, Minol, Lorenz, Valtek, ВСКМ 90-15 длиной 8 см с импульсным выходом.

– Не поменяются ли в очередной раз стандарты, которые заставят людей опять покупать новые приборы?

– Думаю, нет. Все мыслимые решения и постановления приняты, стандарт действует с 2004 года. Думаю, что выгоднее поставить новые приборы. Цена замены старых счетчиков на новые современные у нас составляет 1800 рублей за прибор. Существуют скидки по коллективным заявкам, особенно это касается новостроек. Им же ставили приборы всем в один год, причем, зачастую устаревшие модели.

И еще надо учитывать: даже если в квартире, где есть счетчики, не жили и не пользовались приборами учета, через 4 года после установки по закону их надо поверять.

Думайте сами, считайте сами

– Сколько стоит поверка?

– Замена прибора учета на поверенный обойдется жителю в 950 рублей. В эту цену входит стоимость самой поверки – 400 рублей. Примерно такие же цены у любой сертифицированной лаборатории. Остальное – выезд мастера, работы по снятию, постановке счетчика, выписке документов.

– Жители, которые обращаются в редакцию, спрашивают – почему так дорого – 950 рублей?

– Объясню, почему. Человек может принести нам прибор сам или в лабораторию, где ему проведут поверку за обозначенную цену в течение 2-3 дней. Но возникает проблема – житель сам не имеет права снимать прибор, как и ставить его обратно. Надо вызывать мастера из специализированной организации или из ДЕЗа. Это стоит денег. Вызов мастера у нас, например, стоит 500 рублей, со второго полугодия будет 1000 рублей.

На время проведения поверки, конечно, житель останется без прибора: либо надо ставить на этот срок подменный счетчик, либо проставку – обычную трубу. Тот, кто поставит проставку, должен выписать справку, что проставка стоит с такого-то числа, эту бумагу житель несет в абонентский отдел ГУ ИСа, который за данное время начисляет оплату по общедомовому прибору учета. Или же, если вам поставили подменный счетчик – по его показаниям.

После поверки жителю надо опять же вызвать мастера для установки прибора на место и тоже не бесплатно.

В итоге получается, что поверка методом замены старого счетчика на поверенный за 950 рублей – это дешевле, плюс экономия времени.

Разница в стоимости самой поверки и нашего тарифа покрывает еще и риск неисправности прибора, снятого на поверку. Когда мы прибор снимаем, то не знаем, исправный ли он. Если рабочий – нам повезло, если нет – значит, не повезло. Счетчики серьезному ремонту практически не подлежат.

– Даете ли вы гарантию на поверенный счетчик?

– Да, на восемь месяцев. Если он сломался в течение этого срока, то его меняют бесплатно, если после – за деньги абонента. Если же все нормально, то через 4 года последует новая поверка прибора на горячую воду и через 6 лет – на холодную.

– Проводите ли вы поверку, если у человека нет документов на счетчик?

– Да, и попытаемся выписать дубликаты документов.

Плати по нормативам

– Кто должен отслеживать сроки проведения поверки приборов учета? Что грозит жителю, если он ее не провел?

– Вообще-то житель должен сам знать сроки проведения поверки и волноваться об этом, иначе ему могут выставить оплату воды не по счетчикам, а по нормативам или по общедомовому прибору учета. Что должны отслеживать управляющие компании, ГУ ИС. Мы тоже стараемся следить за этим. В нашей базе данных 350 тысяч клиентов. К нам часто обращаются управляющие компании с просьбой провести поверку.

Мы отправляем письма жителям с предложением сделать это, тратим немало средств на оповещения, на их изготовление и рассылку. Многие воспринимают оповещения как требование провести поверку у нас. Но это не так. Мы будем рады, если человек придет к нам, но ни в коем случае не настаиваем и не имеем права требовать этого. Человек обязан по закону провести поверку, а где он это сделает – его дело. Мы просто предлагаем свои услуги и напоминаем людям о необходимости исполнения закона и соблюдения своих собственных интересов.

Татьяна Ушанова

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.